одновременное пользование двумя языками на индивидуальном или групповом уровнях. Один язык обычно является родным и используется для внутрисемейного употребления. Другой – язык внесемейного общения с иноязычным окружением. Чаще всего это основной язык межнационального общения в государстве (например, русский язык – в России). Д. распространено в этнически смешанных семьях, общинах, в полиэтничных регионах и государствах, в частности в городской среде, и, как правило, усваивается с раннего детства.
В недавнем прошлом ситуация Д. чаще всего была характерна для состояния маргинальности этнокультурной и могла привести к утрате родного языка, т.е. к языковой, а затем и этнической ассимиляции. В настоящее время Д. все более широко распространяется в мире и не является свидетельством маргинальности.
ДВУЯЗЫЧИЕ
Двуязычие
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ДВУЯЗЫЧИЕ
(англ. - bilingualism, нем. -Zweisprachigkeit) - знание и употребление в контактах с другими людьми двух языков, одним из которых обычно бывает язык, усвоенный в раннем детстве (“родной” или материнский язык), другим - язык внесемейного общения с иноэтническими (иноязыковыми) группами, чаще всего - основной язык межнационального общения (в России - русский). Нередки случаи, когда люди врастают в этнически смешанных семьях и становятся двуязычными в раннем детстве. Некоторые этносы являются почти сплошь двуязычными, например люксембуржцы, говорящие на немецком и французском языках, и парагвайцы, пользующиеся испанским языком и индейским языком гуарани. Вообще же явления Д. распространены в мире очень широко, по существу во всех районах территориального смешения национальностей, особенно - в городах. В переписях населения СССР 1970, 1979 и 1989 гг. учитывалось “свободное владение вторым языком народов СССР (кроме “родного”); число таковых в СССР возросло с 48,2 млн. человек в 1970 г. до 78,2 млн. в 1989 г.; в том числе в Российской Федерации - с 12,9 млн. до 16,5 млн. человек преимущественно в виде национально-русского двуязычия: среди нерусского и нерусскоязычного населения доля владеющих русским языком выросла в Российской Федерации к 1989 г. до 84%. Кроме активного речевого Д. нередко выделяется Д. как умение свободно читать и писать на втором языке, приобретаемое обычно в процессе образования.
В.И.Козлов
В.И.Козлов
Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов