(30.12.1915, Таверни) — франц. социолог. Окончил Парижский и Германский ун-ты. С 1952 г. ведет научную и преподавательскую работу в Центре научных исследований в кач-ве проф. Института социальных наук о труде; с 1962 г.— проф. Сорбонны, позднее — ун-та Р. Декарта, руководитель группы в национальном Центре научных исследований и группы по социологии досуга в Центре социол. исследований, сотрудничает в Центре по изучению урбанизма. Активно занимается обществ, деятельностью: основатель фонда «Народ и культура», председатель постоянного комитета по исследованию досуга и моделей культурного поведения в Международной социол. ассоциации и др. Первые научные публикации относятся к 50-м гг. Это «Новый взгляд на Олимпийские игры» (в соавт., 1952); «Досуг в повседневной жизни» (с Ж. Фридманом, 1954); «Телевидение и народное образование» (в соавт., 1955); «Труд и досуг» (в «Трактате по социологии труда», 1962).
Помимо общих проблем досуга, изучал также проблемы: «Досуг и кино», «Распространение книги и чтения в современном мире». Руководил рядом крупных эмпирических исследований, из к-рых следует особо отметить исследование, обобщающее развитие городского досуга за периоды 1900—1957 и 1957—1964 гг. [2], и исследование об использовании досугового пространства [3]. Эмпирические исследования и их теоретический анализ [1] ; [4] привели Д. к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни совр. жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности — превзошел труд (мн. люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени).
Как сфера жизнедеятельности об-ва досуг также занял значит, место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Совр. досуг не явл., как прежде, «приложением» к труду — отдыхом от него и подготовкой к нему. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной». Автономизация досуга, изменение жизненных ориентации на досуг, особенно у молодежи,— свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления «цивилизации досуга». В отличие от Фурастье, Д. отстаивает т. зр., что «цивилизация досуга» уже наступила. Идея «цивилизации досуга», фиксирующая кач. изменения в досуге, получила значит. распространение в зап. социологии. Э. М. Коржева