Эмиль (1858-1917) — франц. социолог, обосновавший научное направление — структурный функционализм, в котором единицей анализа в социологии явл. не действующий индивид, а соц. факты, функции, роли, соответствующие статусу. Методологической концепцией, начало которой положил Д., стал социологизм, утвердивший принцип специфичности и автономности соц. реальности, а в качестве метода ее познания — принципы эмпиризма и объективизма в исследовании соц.и фактов. Разнообразие научных интересов Д. представлено в работах «О разделении обществ, труда» (1893), «Правила социол. метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). В них раскрываются: статус и структура социологии; методы соц. исследования, природа об-ва и обществ, отношений; сущность и функции обществ, сознания и поведения; патологические состояния соц. систем, проблемы воспитания и образования. Институционализацию социологии как науки Д. связывал с выявлением ее предметной области, в качестве которой выступает особого рода соц. реальность, а предметом — соц. факты, составляющие основу соц. действительности и представленные двумя группами — соц. структурами и соц. ин-тами. Концептуальный подход Д. дал возможность выдвинуть идею обществ, солидарности с ее этапами («механической» и «органической»); на втором этапе разделение труда призвано сыграть роль механизма обществ, связей, а решающее значение в деле соц. интеграции приобретали коллективные представления (идеалы и верования). Представляя соц. сферу фактором, детерминирующим как нормальные, так и патологические явления, Д. считал, что причинами соц. отклонений выступают противоречия между ценностями и нормами, между целями и соц. одобряемыми средствами их достижения. Кризис между интересами и потребностями человека и невозможностью их реализовать в рамках существующих нравственных и правовых норм порождает девиантное поведение. Поэтому преступность имеет естественную природу, характерную для любого типа об-тв и, если не превышает определенного уровня, то явл. нормальным явлением. При этом Д. не удалось четко обосновать понимание нормального. Д. рассматривает образование как соц. ин-т по передаче опыта от одного поколения к другому, подчеркивая его соц. обусловленность и ценностно-целевые, содержательные различия, характерные для той или иной культуры и исторической эпохи.
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Нвчипуренко 8.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999;2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998; 3) Осипова Е.В. Дюрк-гейм Э. //Соер, западная социология: Словарь/Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. Г.И. Герасимов
0.00 байт
Социологическая интерпретация феномена Интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейм
В статье рассматривается возможность осмысления феномена Интернет-зависимости в контексте социологической теории аномии по изучению отклоняющегося поведения индивида в современном обществе.