James, William) (1842-1910) - канский психолог и философ-прагматик, см. Прагматизм.
Джеймс, Уильям
ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ
Источник: Большой толковый социологический словарь
Джеймс, Уильям
1842-1910) - американский философ и психолог, один из предшественников символического интеракционизма. Суть социальной концепции Джеймса - единение индивидуального и социального. Личность состоит из трех "Я": материального, социального и духовного, а социальный процесс есть социализация индивидуального сознания. Приобщение индивидуального сознания к "большому" (социальному) демонстрирует единство индивидуального и общественного сознания, является механизмом связи индивида и общества.
Источник: История западной социологии: биографический справочник
ДЖЕЙМС Уильям
JAMES, William) (1842-1910) Американский психолог и философ. Стремился к тому, чтобы психология подобно экспериментальной физиологии и биологии имела научную основу («Принципы психологии» — James, 1890). В философии Джеймс стал основателем нового направления, в рамках которого полагалось, что истинность теории заключается не в том, соответствует ли она природе, а в том, имеют ли ее результаты практическое значение; «истинно» то, что работает («Прагматизм», 1907). В работе «Разнообразие религиозного опыта» (1902) Джеймс анализировал психологические аспекты религии. Его философия оказала влияние на социологические исследования эмоций, религии и развитие символического интеракционизма.
Источник: Социологический словарь
Джеймс (Джемс) Уильям
James, William) (1842— 1910), амер. философ и психолог, один из основателей прагматизма. Прочитал первый в мире курс психологии в лаборатории, созданной им при Гарвардском университете в 1875 г.; его Основы психологии (1890) относятся к числу классич. текстов в этой области. Три самые важные идеи этой работы касаются эмоций, сознания и личности. Учение Д. об эмоциях — один из истоков бихевиоризма. Д. утверждал, что именно физ. изменения, будучи инстинктивными реакциями (инстинкт) на опред. раздражители, служат причиной эмоций, а не происходят параллельно или вследствие последних. Он считал, что сознание — это постоянно меняющийся процесс, или поток, не имеющий стабильных состояний. Его концепция потока сознания имела значит, резонанс, повлияв, в частности, на теорию и практику лит-ры. Д. делил я как нечто известное на три, часто конфликтующие между собой составляющие: я материальное, социальное и духовное. Идеи Д. оказали влияние на символический интеракционизм и легли в основу совр. подходов к самооценке, самовосприятию и самопредставлению. Соч. Д. Многообразие религиозного опыта (1902) было одной из первых книг по психологии религии.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия