jihad), (араб. — усердие, рвение), свящ. война, война за веру. Предписание ислама, предусматривающее применение любых ср-в для его распространения и утверждения. В теоретич. плане Д. контролируется строгими законами ислама об условиях объявления войны, обычно против врага, препятствующего исполнению веры. Погибшим в Д. уготовано место мученика в раю. В последние годы концепция Д. играет важную роль в нек-рых фундаменталистских и ревайвалистских мусульм. течениях, оправдывающих полит, насилие и терроризм.
Джихад
Джихад
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ДЖИХАД
(араб. — усердие, рвение) — одно из предписаний ислама, опирающееся на Коран, согласно которому асе боеспособные мусульмане должны вести «священную войну» против «неверных». Первоначально под Д. понималась борьба в защиту и за распространение ислама. Воины, ведущие Д. согласно исламским канонам, в случае гибели становятся шахидами, т.е. святыми, мучениками, павшими за веру, и удостаиваются вечного блаженства. По учению о Д., разработанному мусульманскими правоведами, «весь мир делится на «область ислама» (или «область веры») и «область войны» (страны, населенные немусульманами — «неверными»). Среди немусульман Д. обычно толкуется как вооруженная борьба с неверными (которую многие мусульманские народы обозначают термином «газават»), Д. считается одной из главных обязанностей мусульманской общины. Генетически связанная с обычаем набегов, практиковавшихся племенами Аравии в доисламские времена, идея Д. впоследствии освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в новое и новейшее время использовалась в целях антиколониальной борьбы. В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель Д. прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами, а в практическом плане лозунги Д. используются главным образом в борьбе с Израилем.
Современная мусульманская литература подчеркивает оборонительные аспекты Д., причем некоторые авторы ратуют за включение основанного на доктрине Д. «мусульманского международного права» в ныне действующее международное право. Д. в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, как борьба за укрепление национальной независимости, осуществление программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач (борьба за урожай, борьба за ликвидацию безграмотности и т. п.). Лозунги Д. активно используются в Афганистане, Ираке, Ливии, Саудовской Аравии и других мусульманских странах. См.: Моджахеды. Мусульманский национализм, Мусульманский фундаментализм.
Современная мусульманская литература подчеркивает оборонительные аспекты Д., причем некоторые авторы ратуют за включение основанного на доктрине Д. «мусульманского международного права» в ныне действующее международное право. Д. в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, как борьба за укрепление национальной независимости, осуществление программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач (борьба за урожай, борьба за ликвидацию безграмотности и т. п.). Лозунги Д. активно используются в Афганистане, Ираке, Ливии, Саудовской Аравии и других мусульманских странах. См.: Моджахеды. Мусульманский национализм, Мусульманский фундаментализм.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.