ДЖОНСОН Гай Бентон
ДЖОНСОН Гай Бентон
(р. 1928) - американский социолог, исследователь религии, профессор Орегонского университета. Окончил факультет социологии университета Северной Каролины в Чэпел-Хилл, продолжил социологическое образование в Гарвардском университете под научным руководством Парсонса, там же защитил докторскую диссертацию (1952). Преподавал в университете Остина (Техас) и почти сорок лет проработал в Орегонском университете. Избирался президентом Общества научного изучения религии США (1980-1981), президентом Ассоциации социологии религии (1987), президентом американской Ассоциации религиозных исследований (1995-1996). Исследовательская деятельность Д. была сосредоточена почти исключительно на вопросах теоретической социологии религии и изучении эволюции американского протестантизма. На рубеже 1950- 1960-х годов он выступил с серией научных статей о социологической типологии религиозных объединений, обосновывая применение ее классического образца (модель «церковь -секта») к современному протестантизму в США. В ряде публикаций 1960-х годов Д. настаивал на постоянстве взаимосвязи протестантского аскетизма мирского и американской политической культуры. По его мнению, реальности американского общества соответствуют положению теории Вебера о наибольшей поддержке со стороны протестантов тех политических сил, которые руководствуются идеями индивидуализма, свободы частного предпринимательства, ограничения государственного вмешательства в жизнь граждан. Этот тезис Д. неоднократно подкреплял материалами эмпирических исследований связи религиозной принадлежности и политических предпочтений, проводившихся им в разные годы. В 1970-е годы Д. опубликовал ряд работ, посвященных социологической теории в целом («Функционализм в современной социологии», 1975), взглядам своего учителя Т. Парсонса, а также отношению социологии религии к религиозной социологии (статья «Социологическая теория и религиозная истина», 1977). Однако главной его темой оставалось состояние современного протестантизма. Будучи сам привержен либеральной идеологии, Д. пытался объяснить причины упадка в 1980-1990-х годы протестантских церквей, ориентированных на либеральные ценности. Он констатировал заметное снижение числа регулярных прихожан этих церквей, уменьшение среди них доли молодых людей. По его предположению, либерально настроенные религиозные общины, в отличие от по-сектантски замкнутых консервативных, долгое время поощряли открытость по отношению к светской культуре, и это привело к размыванию религиозных установок сознания и поведения. Со сменой поколений, когда в активную жизнь вошли воспитанные в либеральной манере многочисленные представители «бэби-бума» 1960-х годов, они уже не имели таких религиозных предпочтений, как их родители. Это обстоятельство, как полагат Д., поставило протестантские церкви перед непростой задачей стать привлекательными для новых поколений, сочетая сложившиеся либеральные традиции с необходимостью вернуть себе прежний религиозный авторитет.
Источник: Социология религии. Словарь.