Единство национальное

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Единство национальное
системная характеристика состояния национальной общности, определяющая степень ее сплоченности и направленность деятельности социальных и политических сил общества. Предполагает реально существующую общность интересов основных классов и социальных групп, их совместную деятельность в решении общенациональных задач на основе единых целей и общественных идеалов. История свидетельствует, что е.н. в значительной мере возрастает в периоды наличия внешней угрозы нации, нападения завоевателей, преодоления последствий стихийных бедствий и т. д. В то же время глубокий классовый антагонизм, грабительская политика правящего режима в отношении народа, деформация национальных устоев жизни подрывают е.н., приводят к социальным конфликтам, потрясениям и гражданским войнам. Ответственность за создание подобных ситуаций несут правящие власти, которые вследствие недальновидной, узкоэгоистической фискальной и социальной деформируют социально-экономические и духовные основы жизни нации, приводят к общенациональным кризисам. Типичным примером является ситуация, созданная в России самодержавием и буржуазией в 1917 г., которая привела к социалистической революции в стране. В условиях Советской власти в связи с ликвидацией эксплуататорских классов был достигнут высокий уровень е.н., что выразилось в значительных темпах экономического развития, росте социального благополучия населения, духовном прогрессе и дружбе народов. Со всей очевидностью оно проявилось в годы Великой Отечественной войны против фашизма, когда весь многонациональный советский народ как единая могучая сила встал на защиту своего Отечества. Сознательно идя на огромные жертвы, советские люди защищали страну от фашистских захватчиков, спасли не только себя, но и многие народы мира от порабощения и истребления. Вместе с тем, история свидетельствует, что е.н. — это не раз и навсегда данное статическое состояние нации, а сложный динамический процесс взаимодействия всех элементов ее социальной структуры, прежде всего таких основополагающих элементов как социально-классовые и национальные отношения в обществе. Е.н. возрастает по мере ликвидации антагонизма между классами и нациями, ликвидации паразитизма, коррупции, аморального поведения отдельных социальных групп и т. д. Оно требует постоянного укрепления демократических основ политической системы, воспитания гражданственности и патриотизма у всех членов общества. Неспособность в конце 70х — 80е гг. советской госноменклатуры к позитивным реформам, непонимание направленно сти исторического развития общества привели к глубокому кризису в стране, расколу некогда единого общества, ликвидации неспособной к модернизации политической системы. Навязанный реформаторами России насильно капиталистический путь ее дальнейшего развития отнюдь не способствует формированию е.н. российского общества на основе рыночных отношений, постоянно ведет к конфликтам в национальной сфере, углубляет раскол общества на богатые и бедные слои населения, высокоразвитые и отсталые народы. В этом отношении Россия в настоящее время повторяет путь, по которому до сих пор шли все капиталистические страны. В то же время необходимо понимать, что капиталистическое общество — это позавчерашний день истории. Вступление мирового сообщества народов на путь становления информационного общества создает материальнотехнические и социальные предпосылки для формирования нового уровня е.н., который может быть достигнут в результате реализации принципа социальной справедливости. Социально-классовой основой нового уровня е.н. является новый средний класс, связанный с передовыми в настоящее время формами общественного производства. Только на этой основе Россия как многонациональная страна может возродить и укрепить свое национальное и межнациональное единство всех народов федерации, а также выйти на новые рубежи единства межнационального со странами СНГ и всеми народами, которые ведут упорную борьбу за ликвидацию господства монополистического капитала, ограничение сфер влияния торгашеского бизнеса, за социальную справедливость на трудовой основе. Др филос. наук М. Н. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО
сплоченность, согласованность, взаимная связь членов социально-этнической общности. Н. е. возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическую регуляцию. Это дополняется созданием и соответствующей культуры — языка, идеологии, норм, обычаев и т. д. В странах Азии и Африки Н. е. в большей степени складывается на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения и борьбы за национальную независимость и национальное самоопределение. Хорошо известно, что в освободившихся странах национальное объединение прежде всего осуществляется государством.
В сфере культуры оно также выступает важнейшим средством утверждения единства. Н. е. является мощным фактором социального прогресса. Ф. Энгельс писал, что без Н. е. национальная жизнь является лишь призрачной, что это единство представляет собою политическое условие существования нации. Н. е., повышая сплоченность общества, тем самым увеличивает его коллективную мощь, главным образом в результате положительного воздействия национального фактора на экономическую, социальную, политическую и духовную жизнь народов, способствуя увеличению роли в развитии общества таких факторов, как государственная власть, культурная жизнь, общественное сознание, социальная психология. Роль нации в сплочении и прогрессе общества особенно проявилась в период зарождения и утверждения капитализма. В этот период национальные интересы буржуазии, крестьянства и формировавшегося пролетариата в своей основе объективно совпадали. Совпадение интересов составляющих нацию классов и слоев при капитализме (хотя это совпадение и было далеко не абсолютным) можно констатировать, например, для периода национальных движений, в борьбе против иноземных поработителей. Усиление в капиталистическом обществе классовых противоположностей внутри нации очень специфично, поскольку эти противоположности все же представляют собой части единого целого, различия внутри единства.
Еще в домарксову эпоху из наблюдений контрастов богатства и бедности в жизни народов родилась мысль о наличии двух наций в каждой отдельной нации. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали этот вывод теоретически, а В. И. Ленин развил его путем анализа буржуазного общества в период империализма. Ленин, обосновывая и развивая в новых условиях марксистское положение о двух нациях в каждой капиталистической нации, не ставил тем не менее под сомнение ее существование, а следовательно, и сохраняющееся, хотя и противоречивое ее Н.е.
Тем не менее в каждой зрелой нации существуют механизмы, сдерживающие чрезмерное разрастание междоусобиц и внутренних конфликтов. Такую роль выполняют как экономические механизмы (рынок), так и политические (государство). Однако хорошо известно, что и рынок, и государство могут оказаться оружием в руках части нации, ее господствующего класса или территориального региона. В этих случаях остается действенной сдерживающая и объединяющая роль культуры — духовной и светской. Тем не менее процессы культурной консолидации нации нередко оказываются двойственными и приводят, в свою очередь, к росту межнациональных противоречий в рамках одного государства. В Индии прямое осуждение вызывают тенденции этнической и языковой консолидации, вызывающие напряженные столкновения между представителями разных этноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, ведущих к дезориентации государственного единства. Нередко меры по укреплению территориального и государственного единства ведут к ограничению прав или изгнанию инонациональных групп. Так, например, в 70-х гг. в Гвинее, Уганде, Кении, Замбии изгонялись «инородцы» (иногда проживающие в данной стране в течение ряда поколений) не только из соседних и смежных, но и более отдаленных стран. В конце 80-90-х гг. подобные процессы охватили некоторые страны ближнего зарубежья. В этих случаях утверждение Н. е. означало сглаживание внутренних различий и барьеров, проведение «этнических чисток.
Н. е. как социально-политическое явление не статично. Оно может иметь ту или иную степень интенсивности, скрепленности. Социальные противоречия и конфликты могут серьезно подорвать, ослабить Н. е. Но в периоды внешней опасности, а тем более военного нападения Н. е. может в считанные дни вновь укрепиться и достичь самой высокой степени. Вообще наличие внешнего врага стимулирует национальную консолидацию, Н. е. Антагонизм по отношению к «чужим общностям» — основная черта механизма укрепления внутренней сплоченности. В этом можно видеть одну из основных причин разного рода этноцентризма, постоянно проявляющегося в массовом сознании. И, наоборот, отсутствие внешней угрозы ослабляет Н. е. И тогда внутренние социальные и иные противоречия могут «расколоть» нацию, усилить внутринациональные разногласия. В сплоченности нации, степени Н. е. большую роль играет уровень развитости национального самосознания. См.: Национализм, Национальная воля, Нация. Национальное возрождение. Национальное согласие.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
553.07 кб

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО БЕЗ ПЛЮРАЛИЗАЦИИ

Косач Григорий Григорьевич
В статье рассматриваются проблемы развития фрагментированного саудовского общества в контексте его исторической эволюции, начиная с момента создания государства.
Читать PDF
495.56 кб

Раскол в русском национальном единстве (рне): жизнь после смерти?

Кузьмин Александр Геннадьевич
Читать PDF
117.16 кб

Патриотизм как фактор гражданской идентификации и национального единства

Кугай Александр Иванови
Инструментом давления на Россию выступает не только санкционная политика, но и политика, направленная на деперсонализацию национального самосознания, стимулирующая дискредитацию и дезавуацию самого понятия патриотизма в различных
Читать PDF
116.24 кб

Государственная национальная стратегия и вызовы единству российской нации

Шинчук Борис Леонидович
Рассматривается современное состояние межнациональной политики в России и на территории Саратовской области. Анализируются направления совершенствования этно-культурного и духовного развития народов России.
Читать PDF
262.84 кб

Сверхфразовое единство как элемент развития связной речи в национальной школе

Дзугаева Залина Альбертовна
Читать PDF
119.73 кб

2009. 02. 031. Дей ст. Новый взгляд на национальное единство Йемена: могут ли неулаженные региональн

Демидов К. Б.
Читать PDF
411.11 кб

Проблемы достижения гражданского единства в контексте изменения государственной национальной политик

Слинько Александр Анатольевич, Кулаков Евгений Борисович, Полянчук Татьяна Витальевна
Статья поднимает вопросы формирования гражданской нации в Российской Федерации в контексте реализации государственной национальной политики, основные положения которой зафиксированы в Стратегии государственной национальной политик
Читать PDF
370.28 кб

Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической

Инкижекова Мария Сергеевна
В современных условиях проблема государственного регулирования межэтнических (межнациональных) отношений приобретает большое значение.
Читать PDF
2.00 мб

Ограничения как способ сохранения национально-территориального единства России в истории отечественн

Сосенков Федор Сергеевич
Читать PDF
506.32 кб

Образование и мультикультурализм: национальное единство и всеобщая солидарность (перевод с английско

Маклин Джордж
В статье автор исследует предпосылки и возможности создания мультикультурно-го мирового сообщества, которое смогло бы вписаться в контекст современных глобальных трансформаций и в то же время противостоять негативным последствиям
Читать PDF
373.91 кб

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ИДЕЯ ВСЕМИРНОГО ЕДИНСТВА В ПОЛЕМИКЕ Ю. Н. ГОВОРУХИ-ОТРОКА И В. С. СОЛОВЬЕВА (1

Кравцова Анна Владимировна
Юрий Николаевич Говоруха-Отрок литературный критик, публицист, театральный обозреватель конца XIX в. На протяжении более 10 лет Говоруха-Отрок вел непрерывную полемику с видным философом и общественным деятелем В. С.