понятие, широко используемое в теории организации и практике управления. Оно фиксирует преимущества крупных производственных (иногда торговых и сервисных) организаций по сравнению с мелкими.
Э. М. достигается за счет экономии, получаемой в результате увеличения объема производства товаров (производимых услуг), численности персонала, рационального разделения труда, специализации подразделений, стандартизации деятельности, совершенствования системы управления, эффективного распределения ресурсов, использования массовых технологий, создания крупных производственных мощностей, и способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции и цен на нее на рынке, а также повышению ее конкурентоспособности.
Особенно явно Э. М. отразил преимущества крупных производственных предприятий по сравнению с семейными, патриархальными хозяйствами в эпоху формирования национальных рынков, развития массового производства и индустриального общества на Западе. Именно этот эффект привел к созданию множества крупных производственных организаций (более 5 тыс. человек) в мировой промышленности в первой половине XX в., а также способствовал созданию крупных промышленных предприятий в СССР в эпоху индустриализации и годы первых послевоенных пятилеток.
Осознание Э. М. и ориентация на укрупнение промышленных предприятий обычно приписываются на Западе деятельности американских машиностроительных (автомобильных) компаний в начальный период XX в. В США первые попытки достигнуть Э. М. в этой отрасли связаны с автомобильной компанией «Олдсмобиль» (1900 г.), в которой он обеспечивался благодаря кооперации со специализированными машиностроительными предприятиями, поставлявшими детали, и установлению первой неподвижной сборочной линии. В результате объем выпуска автомобилей увеличился более чем в 12 раз и существенно снизилась их стоимость, повысилась конкурентоспособность. В дальнейшем Г. Лиленд предложил организовать в машиностроении производство стандартных взаимозаменяемых деталей в компании «Кадиллак» (1907 г.). В максимальной степени использование Э. М. в автомобилестроении связано с деятельностью Г. Форда. При создании массового и дешевого автомобиля, доступного для каждого американца, он, во-первых, попытался интегрировать идеи, реализованные в компаниях «Олдсмобиль» и «Кадиллак»; во-вторых, максимально использовал принципы разделения труда и максимальной специализации деятельности, разработанные ведущими представителями классической школы, в-третьих, создал первую в мире подвижную сборочную линию. В результате такой реорганизации вплоть до начала 30-х гг. более половины всех автомобилей, производимых в США, выпускались его компанией.
Хотя при укрупнении и все большей специализации организаций в целях достижения Э. М. возникают проблемы в сфере координации и управления, что признавалось ведущими специалистами в теории организации, ориентация на использование преимуществ от специализации и стандартизации, связанных с Э. М., в настоящее время ни кем не ставится под сомнение (см. Проблема возрастания затрат на координацию). Вместе с тем переход к автоматизированному производству и использованию роботов позволил выдвинуть возможную альтернативу направлению на укрупнение, стандартизацию и специализацию деятельности в организации.