ЭФФЕКТ ТРАНСФЕРА

Найдено 1 определение
ЭФФЕКТ ТРАНСФЕРА
Традиционные условия пенитенциарной изоляции в системе исправления-наказания оказывают специфическое влияние на осужденных, отбывающих наказание, и являются психотравмирующими. К неустранимым условиям относится внутритюремная криминальная среда, насилие, прессинг со стороны администрации и других осужденных, режимные ограничения, разрыв основных социальных связей. В совокупности они является тяжелым дистрессом для человека, способствуя снижению коммуникативных интересов, развитию недоверия и других черт, препятствующих социализации. В среде осужденных культивируются агрессивные установки, практикуется насилие и подавление личности. Жесткие условия режима и конфронтационная модель коммуникации тюремного социума формируют у осужденных специфические поведенческие паттерны и стереотипы восприятия. Потеря социального статуса, социальной роли и социальной активности с последующей стигматизацией (и самостигмаизацией), неизбежные при пенитенциарной изоляции, дезориентируют личность в оценках восприятия окружающей действительности, людей и себя.
В комплексе эти факторы способствуют социально-психологической отчужденности осужденного (состояние отверженности, обезличенности, обесцененности), отражаясь в поведении и особенностях личности. В частности появляются такие черты как предвзятость, подозрительность, мнительность, закрытость и агрессивность. Развивается функциональная алекситимия как реакция защиты от негативных влияний окружения и собственных хронических переживаний: человек подавляет и перестает отслеживать свои чувства, блокирует восприятие эмоций других людей. Любая информация, получаемая извне, воспринимается критически, с предубеждением. Все новые контакты строятся неохотно, с большим запасом недоверия и «на дистанции». На фоне сниженной эмпатии (способность сопереживать, чувствовать другого человека) и зачастую высокой ситуативной тревожности возникает состояние хронической фрустрированности (острое состояние неудовлетворенности), вторично обусловленной дефицитом межличностного общения и эмоциональной депревацией. Перечисленные психологические реакции, формируя гипертрофированную систему психологических защит и психо-эмоциональные блоки, снижают до минимума эффективность любых мероприятий по исправлению и ресоциализации личности осужденного. Воспитательная работа, пенитенциарное образование, приобщение к культуре, трудовой, спортивной и творческой деятельности, оказываются дидактически и организационно несовместимыми с указанными социально-психологическим состоянием и условиями содержания осужденного. Таким образом, культивируемая социально-психологическая отчужденность, обусловленная десоциализацией и насилием над личностью осужденного, неизбежно сопровождает пенитенциарную изоляцию. В результате лишение свободы сопровождается социально-психологической дезориентацией и как следствие утратой свободы воли.
Во многом такие эффекты пенитенциарной изоляции соответствуют психопатологическим состояниям. Данный конфликт свидетельствует о глубоком кризисе субъект-объектной системы «человек-среда» исправительного учреждения. Для достижения интервенций по социализации и развитию личности осужденного необходимо преодоление указанных противоречий и отчужденности личности. Такой результат может быть достигнут за счет т.н. ЭТ, запускающего механизм социально- психологической трансформации личности и механизм преодоления социально- психологических последствий пенитенциарной изоляции. При этом педагогические, социальные и прочие мероприятия достигают реципиента ресоциализации – осужденного – за счет перенесения факторов социализации в обход условий пенитенциарной действительности. Периодически такие эффекты возникают, например, во время приобщения осужденного к религии или искусству. Однако такие результаты как правило немногочисленны: возникают при случайном совпадении внутренних возможностей (желание, мотивация, настроение) внешним условиям (возможность получить образование, заниматься самодеятельностью и пр.). Наиболее яркий пример управления социализацией осужденного во время отбывания наказания – проект В.Т. Волова (1999, Самара) по высшему образованию в условиях пенитенциарной системы. ЭТ был получен за счет создания специальной образовательной среды, применения конгруэнтных образовательных технологий социально-психологическому состоянию и условиям содержания осужденного и реализации специальной образовательной программы с наделением осужденного социальным статусом. Часть функций по организации учебного процесса передается самим осужденным, наделяя их, таким образом, ролью не только объекта, но и субъекта учебной деятельности. На сознательном уровне за счет специально организованной образовательной среды происходит позитивное воздействие на нормативно-ценностную сферу личности осужденного. На неосознаваемом уровне за счет создания виртуального образовательного «портала свободы» происходит преодоление психо-эмоциональных блоков и социально- психологических преград. Тем самым за счет дуального воздействия специально организованной образовательной среды и моделирования психологического состояния запускается механизм саморазвития личности осужденного, что в конечном итоге приводит к ресоциализации осужденного. Именно такие формы социально-психологического и педагогического влияния, организационно и технологически ориентированные на социально-психологическое состояние осужденного достигают ЭТ, преодолевают психо-эмоциональные блоки, минуя социально-психологический барьер пенитенциарной изоляции, и нивелируют отчужденность осужденного.
Лит.: Волов В.В. Теоретико-методологические основы исследования проблемы управления социализацией личности осужденного. М., 2011; Волов В.В. Социально-психологические факторы образовательного процесса в пенитенциарной системе при телекоммуникационных технологиях // Известия Самарского науч. центра РАН. Спец. вып. Актуальные проблемы гуманитарных наук, № 1. Самара, 2006. В.В. Волов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.