Эффективность деятельности индивидуума

Найдено 1 определение
Эффективность деятельности индивидуума
или группы (коллектива) индивидов (от лат. «effectivus» – «дающий определённый результат, действенный») – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достигнутому или заранее запланированному результату.
Эффективность может быть определена только в том случае, если будут чётко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:
1. Продуктивность, выражаемая в единицах продукции, соотнесённых с затратами на её производство.
2. Удовлетворённость (трудом, принадлежностью к группе и т.д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определённых притязаний субъекта трудовой деятельности и возможностью их осуществления.
Помимо этих критериев выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности (например, общественная активность, ценностные ориентации и нормы, психологический климат и другие). Сложность определения эффективности по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур.
Понятие «эффективность» следует отличать от понятия «результативность». Если принимаемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измерены (например, по количеству произведённой продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объёму информации), то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие «результативность» не может применяться как синоним понятию «эффективность».
Особую сложность представляет собой измерение эффективности деятельности учебных групп. Для них, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т.е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т.е. количества усвоенной информации).

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.