Эгалитаризм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эгалитаризм
идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство как принцип организации социальной жизни.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Эгалитаризм
концепция всеобщего равенства, получившая широкое распространение начиная с эпохи буржуазных революций; исторически сложилось две основные концепции эгалитаризма – как равенства возможностей и как равенства результатов.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ЭГАЛИТАРИЗМ
от фр. egalitarisme -уравниловка) -англ. egalita-rianism; нем. Egalitarismus. Теория, являющаяся разновидностью утопического социализма, обосновывающая необходимость равенства на основании индивидуального или коллективного хозяйства, опирающаяся на всеобщую уравнительность как принцип организации соц. жизни.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭГАЛИТАРИЗМ
концепция, обосновывающая требование всеобщего равенства как принцип организации общественной жизни. Имеются два течения эгалитаризма: одно - уравнение имущества индивидуальных производителей без отказа от частной собственности; второе - уравнительное распределение продуктов труда на основе общности имущества.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

Эгалитаризм
egalitarianism), утопическая идея ликвидации социальных различий и социального неравенства путем всеобщей уравнительности. Э. присутствует во мн. религ., обществ, и полит, движениях, но особый интерес он вызвал на Западе после Французской революции (1789) и с распространением идей коммунизма. Мн. либеральные демократии выступают за равенство перед законом (каждый должен иметь равные перед законом права, включая право на судебное разбирательство), полит, равенство (каждый должен иметь право избирать и быть избранным) и равенство возможностей (каждый должен иметь равное право претендовать на образование, трудоустр-во и продвижение по службе). Менее бесспорны идеи о достижении материального равенства, напр., путем земельной реформы или перераспределения доходов с помощью налоговой системы. Критики Э. утверждают, что он ущемляет свободу личности и ведет к снижению эффективности экономики. Защитники Э. апеллируют к проблемам бедности и считают неприемлемыми для об-ва огромные различия в жизненном уровне граждан (права человека).

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ЭГАЛИТАРИЗМ
(от франц. egalite — равенство) — концепция всеобщего равенства, получившая широкое распространение начиная с эпохи бурж. революций (Руссо, Бабеф и др.). Исторически сложились две осн. концепции Э.— как равенства возможностей и как равенства рез-тов. Существенной для Э. явл. проблема соотношения вклада и вознаграждения, способностей и потребностей, возможности, желательности и меры перераспределения доходов и др. В наст, время в зап. обществ, мысли противостоят друг другу два осн. подхода. Неолибералы (Неолиберализм) и социал-демократы придерживаются умеренно эгалитаристских идей, стремятся обосновать и осуществить различ. формы компромисса между концепциями равенства возможностей и равенства рез-тов. Они выступают за известное сглаживание имущественных различий, сдерживание разрыва в доходах посредством гос. регулирования, налоговой политики, различ. социальных программ, дотаций, пособий и т. д. Неоконсервативные теоретики и политики (Неоконсерватизм) отвергают Э. По их мн., равенство рез- тов противоречит принципу свободы и природе человека, искусственно насаждаемое равенство рез-тов подрывает эффективное функционирование обществ, организма, порождает иждивенческие настроения.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЭГАЛИТАРИЗМ
от франц. egalite - равенство) - концепция, в к-рой проповедуется необходимость равенства как принципа организации обществ. жизни. Невозможно говорить о равенстве вообще, без уточнения значения этого понятия. В истории идея равенства понималась по-разному. Платон выступал за политич. равенство мужчин и женщин, Аристотель - за политич. равенство всех свободных граждан. Общая идея Э. впервые встречается у стоиков, сумевших преодолеть политический Э., относившийся только к свободным гражданам, когда они стали утверждать, что все люди как рациональные существа равны и имеют одинаковые способности к добродетели. Христианский Э. - равенство всех людей перед Богом. Для Августина люди одинаково грешны. Современное понимание и политич. смысл Э. приобретает в конце XVII и на протяжении XVIII вв. во время революционных выступлений буржуазии против привилегированных сословий и феодальных отношений вообще. Понимаемый как естественное право политич. равенства всех людей Э. получил теоретико-философское обоснование в трудах Гоббса, Люкка, Руссо и др. мыслителей. Он стал мощным идеологич. лозунгом бурж. революции наряду с лозунгом свободы (liberte) и братства (fraternite), к-рые в сжатой форме символично выражали их конечную цель. Из этих учений возникли основные идеи западноевропейской демократии и гражданского об-ва. Однако после этих революций выяснилось, что Э. сводился к формальному (правовому) равенству людей, за к-рым скрывалось их в первую очередь экономич., а также политич. и соц. неравенство. Поэтому наиболее революционные силы, начиная с франц. бурж. революции вплоть до социалистич. революций и антиколониальных движений, стремились понятие Э. распространить и на экономич. равенство. При этом не всегда удавалось избежать крайностей: d. отождествлялся с однообразием, полным подчинением личности общности, уравниловкой и т. д. (Т. Моор, Т. Кампанелла и др.). В марксизме акцент делается на устранение основных форм соц. неравенства, имеющих.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭГАЛИТАРИЗМ
Концепция, в которой проповедуется необходимость равенства как принципа организации общественной жизни. Общая идея Э. впервые встречается у стоиков, сумевших преодолетьполитический Э., относящийся только к свободным гражданам, когда они стали утверждать, что все люди, как рациональные существа, равны и имеют одинаковые способности к добродетели. Христианский Э. – равенство всех людей перед Богом. Современное понимание и политический смысл это понятие приобретает в конце XVII в. и на протяжении XVIII в. во время революционных выступлений буржуазии против привилегированных сословий и феодальных отношений вообще. Понимаемый как естественное право политического равенства всех людей, Э. получил теоретико-философское обоснование в трудах Гоббса, Локка, Руссо и др. Он стал мощным идеологическим лозунгом буржуазной революции наряду с лозунгом свободы и братства, которые в сжатой форме символично выражали их конечную цель. Из этих учений возникли основные идеи западноевропейской демократии и гражданского общества. После революций оказалось, что Э. сводился к формальному (правовому) равенству людей, за которым скрывалось их в первую очередь экономическое, а также политическое и социальное неравенство; поэтому наиболее революционные силы, начиная с французской буржуазной революции вплоть до социалистических революций и антиколониальных движений, стремились понятие “Э.” распространить и на экономическое равенство. При этом не всегда удавалось избежать крайностей. Э. отождествлялся с однообразием, полным подчинением личности общности, уравниловкой и т.д. (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.) В марксизме акцент делается на устранение основных форм социального неравенства, имеющих классовую природу и основанных на эксплуатации. Идея Э. имеет большое значение в развитии общества. В ней заключено радикальное требование преодоления экономического, политического и социального неравенства, а также различных форм дискриминации. Исторически сложились две основные концепции Э. – равенство возможностей и равенство результатов. Неолибералы и социал-демократы выступают за умеренный Э., отстаивая идею компромисса между концепциями равенства возможностей и равенства результатов, проводя в жизнь различные социальные программы, сдерживающие разрыв в доходах различных социальных слоев. Неоконсерваторы отвергают Э., считая, что равенство противоречит принципу свободы и природе человека, деструктивно воздействует на функционирование социального организма.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
256.69 кб

Эгалитаризм в российском массовом политическом сознании

Сумская Марина Юрьевна, Преображенская Ксения Юрьевна
В статье рассмотрена концепция эгалитаризма и ее историческое развитие, выделены различные подходы к проблеме равенства, проанализировано соотношение между индивидуальным и обобщенным политическим сознанием, исследован процесс фор
Читать PDF
476.68 кб

Элитарность и эгалитаризм в современном российском обществе: теоретико-методологические основы тракт

Шевелёв Александр Анатольевич
Описаны основные подходы к понятию «элита», выделены два из них, на основе которых рассмотрены антиэлитарные тенденции современного российского общества. Дан краткий анализ антиэлитарных концепций
Читать PDF
149.11 кб

Свобода и равенство. Современный эгалитаризм

Каримов Александр Владиславович
Статья посвящена анализу современных эгалитарных концепций свободы. Раскрывается содержание представлений о социальной свободе тех значительных мыслителей последних десятилетий, которые являются оппонентами либерализма.
Читать PDF
86.24 кб

2000. 03. 031. Эллис Р. Темная сторона левых. Нелибе-ральный эгалитаризм в Америке. Ellis R. The dar

Валюженич А. В.
Читать PDF
220.59 кб

Плюрализм и эгалитаризм эстетической концепции Владислава Татаркевича

Шевчук Екатерина Сергеевна
Анализируется эстетическая концепция Владислава Татаркевича. Определяются предмет, направление и методологическая позиция эстетических исследований ученого. Выясняется, что ключевой характеристикой эстетических работ В.
Читать PDF
1.23 мб

СИСТЕМЫ, ЦЕННОСТИ И ЭГАЛИТАРИЗМ

Гойс Рэймонд
В статье автор, полемизируя с «АнтиНицше» Малкольма Булла, ставит под вопрос предпосылку о наличии«трансцендентального» аргументав текстах Ницше.
Читать PDF
219.31 кб

2018.03.013. БАТРИЦЕВИЧ Н., ЛИТТВАЙ Л. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭГАЛИТАРИЗМА. BATRICEVI

Якимова Е.В.
Читать PDF
274.01 кб

Проблема обоснования эгалитаризма: от социальной физики к социальной феноменологии

Глухов А. П.
Целью статьи является обоснование эгалитаризма и социальной стратификации в качестве сконструированных социальных проблем через применение коммуникативного и феноменологического методов.