ЭГО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Эго
предложенное Фрейдом обозначение части личности, ответственной за уравновешивание врожденных влечений и требований реальности.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Эго
по Фрейду - составляющая часть личности, выступающая посредником между Суперэго и Ид. Контролирует поведение человека и помогает индивиду ориентироваться в окружающем мире.

Источник: Социология.

ЭГО
Ego) — один из трех элементов личности в теории Фрейда и та ее часть, которая функционирует в прямом контакте с действительностью, стремясь управлять запросами Оно в соответствии с суждениями Суперэго ("сверх-Я") и с пониманием реального мира. Эго, следовательно, действует по "принципу действительности", а Оно — по "принципу удовольствия", требуя непосредственного удовольствия прямыми средствами. Роль Эго состоит в том, чтобы оценить, являются ли эти запросы реально "возможными, и, если нет, задержать удовольствия до возможности его получения в социально приемлемой форме. См. также Защитный механизм.

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЭГО
от лат.едо -"Я") -англ.едо;нем. Ego("ich"). 1. В философии и психологии - центр сознания и самосознания, субъект, противостоящий "не-Я" - объекту. В различных идеалистических теориях философствование начинается с эмпирического (Р. Декарт), трансцендентального (И. Кант, Э. Гуссерль) или абсолютного (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг) "Я". В психологии - эмпирическое "Я" считается идентичным сознанию и его процессам. 2. В психоанализе - часть псих, аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из "Оно" (Id) под влиянием внешнего мира. В отличие от неидентифицированного, хаотичного, управляемого инстинктами "Оно", Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с "принципом реальности".

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ЭГО (Я)
в психоанализе - сфера личности , характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Фрейд трактовал Э. как "особую дифференцированную часть Оно , которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.е. от комплекса Эдипа", связанную с сознанием и олицетворяющую "то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащим страсти". По мысли Фрейда, Э. - это "совокупность организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности". Согласно Фрейду, несмотря на непосредственную связь с сознанием, Э. все же, выступая "модифицированной" и обособленной частью Оно, остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а "ядро" Э. всегда является бессознательным. (У Фрейда "...Эго - это та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира... В своем отношении к Оно Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается делать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимствованными".) Фрейд характеризовал Э. как "несчастное существо", которое не является хозяином в собственном доме и находится в услужении у "трех господ" или "трех тиранов": внешнего мира, Сверх-Я и Оно.
Важнейшим успехом развития Э. у Фрейда полагается переход от принципа удовольствия к принципу реальности : именно благодаря этому Э. оказывает существенное воздействие на поведение и жизнь человека. С точки зрения Фрейда, представление о собственном Э. развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от всего прочего мира, и в дальнейшем Э. "всегда остается масштабом, которым оценивается мир".
Для многих представителей обновленного психоанализа фрейдовская идея недифференцированного "Оно", из которого развивается Э., оказалась неприемлемой. В этих версиях Э. понимается как: а) часть личности, имеющая отношение к объектам и/или конституирующаяся посредством интроекции; б) часть личности, постигаемая в качестве опыта оставаться самим собой или "я" индивида; в) вся психика человека: по У. Фэрбейну (W.R.D. Fairbairn), "изначально личность ребенка состоит из единого динамичного Эго". В отличие от самости, традиционно трактуемой в контексте феноменологического подхода (личность как опыт переживания), Э. коррелируется с пониманием личности как особой, внешне обусловленной структуры. В контексте проблематизаций современного философствования Э. трактуется не как относительно стабильная ипостась свободного, автономного и обладающего универсальными характеристиками рационального индивида, а в качестве поля, в границах которого разнообразные дискурсивные практики генерируют соответствующие смыслы. Вместо "Я есть то, что я есть благодаря моему прошлому" приходит "Я есть то, что я есть благодаря контексту, в котором я нахожусь". также: "Оно", "Сверх-Я".
В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия