междисциплинарная социологическая парадигма, интегрирующая разнопредметное знание под общим углом зрения на жизненные и социокультурные реалии как изменчивые следствия человеко-средовых интеракций. Разработана Т.М. Дридзе .
Э.С. изучает механизмы и социально значимые следствия интерактивного обмена (метаболизма) человека с его природным, культурным и социальным окружением, опосредуемого социальной структурой и социальной инфраструктурой, а также жизненными и вытекающими из них локальными социокультурными ситуациями. Восходит к идеям, развивавшимся, с одной стороны, в экзистенциальной философии, социальной и культурной антропологии , этологии, социальной экологии и социальной географии, а с другой стороны, - в социальной семиотике и семиосоциопсихологии . Позволяет исследовать не только формы, но и механизмы самоорганизации и воспроизводства социальности как человеческого общежития сквозь призму организующих социогенез и актуальную социокультурную жизнь "человеко-средовых" начал. Исходит из того, что социальные институты общества представляют собой кристаллизацию непрерывно происходящего метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания. Соответственно, работающий в этой парадигме исследователь акцентирует свое внимание не столько на человеке и/или среде в их обособленности, сколько на тех обменных метаболических процессах, которые происходят между ними.
В экоантропоцентрической парадигме социального синтеза и социального познания изначальны не группы (этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные, статус-позиционные и т.п.), а люди, которые, осуществляя свой собственный выбор и/или делая его под влиянием среды, сами образуют такие группы и общности. В центре внимания здесь - человек не как представитель вида - "homo sapiens" (человек разумеющий), но - как представитель рода "homo vivens" (человек живущий). Поэтому в сферу исследовательского внимания здесь попадают не только результаты исследовательской практики, но и интенции, лежащие у истоков зарождения, становления и распространения образцов поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей. Интуиция и интеллект, память и воля - все это проявления интенциональности (направленности сознания) человека, который неразрывно связан со своей жизненной средой, которая включает в себя как минимум четыре аспекта измерения: природный - флора, фауна, вода, атмосферный воздух; "рукотворный" - плоды технико-технологической цивилизации; информационный - потоки знаков и символов, транслируемые в связывающие людей друг с другом коммуникационные сети; социопсихоантропологический - другие люди с их менталитетом, образом и стилем жизни и т.п. Столь же многомерно, согласно Э.С., и социально-практическое бытие личности, существующей, с одной стороны, во множестве временных ритмов, соответствующих астрофизическому, историко-культурному, психологическому, биологическому времени, а с другой - в системе координат, отвечающим основным видам человеческой деятельности и направленности человеческих усилий - социально-экологическому (воспроизводство жизни), социально-экономическому (воспроизводство ресурсов для жизни) и социализационно-культурному (воспроизводство образцов и норм жизнедеятельности).
Переход к новой парадигме обращает фундаментальную социологию лицом к живому человеку, обитающему в многослойной жизненной среде, благодаря чему открываются обширные возможности для интеграции научного знания о природе, человеке и обществе в практику выработки социально значимых управленческих решений. В Э.С. человек выступает как носитель жизненного потенциала, в той или иной мере позволяющего ему не только адаптироваться в интенсивно меняющейся среде обитания, но и самому менять ее по своему образу и подобию. Эти процессы, с одной стороны, интенциональны и ситуационны, а с другой - регламентированы правилами выживания био- и антропоцензов в среде. Эти правила, запечатлеваясь на различных носителях, сохраняются в памяти индивидов, наследуются и транслируются другим в коммуникации, формируя "культурную субстанцию", консолидирующую людей.
Культурная субстанция, или культура, складывается, меняется, развивается вместе со сменой менталитета, образа и стиля жизни и, наконец, состава местного населения. Вместе с людьми приходит, поддерживается или исчезает и их культура, хотя следы созданной ими цивилизации или того, что принято называть историко-культурным наследием, остаются. Культура в Э.С. трактуется как система кодифицированных (т.е. в той или иной степени запечатленных на носителях) образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функции в социуме. Иными словами, речь идет не об универсальной схеме творческой деятельности "мирового духа", получившего у Г.Ф.Г. Гегеля название "абсолютной идеи", а о вырабатываемых поколениями людей так называемых know how (знаю, как, каким образом). Искусство обращения людей с природой и друг с другом, с материалом и информацией; умение изготавливать и использовать предметы, порождать и интерпретировать тексты, толковать события и управлять не только ими, но и собой, и другими людьми - все это образцы технологий, задающих некие социально значимые правила. Культурная субстанция, порождаемая и развиваемая людьми в коммуникации, "пребывающая" в людях и эволюционирующая вместе с ними, впитывается поколениями людей, консолидируя их вокруг соответствующих норм и образцов. Культурная субстанция, будучи частью порождающих и воспроизводящих ее людей, становится еще и частью их жизненной cреды, т.е. того контекста, в котором протекает повседневная жизнедеятельность человека, кристаллизуется его ментальность, вырабатывается его мировоззрение, образ и стиль жизни.
Особая роль в Э.С. принадлежит понятию "ситуация", поскольку отношения человека со средой обитания строятся как опосредуемые обстоятельствами его личной и социокультурной жизни многомерные пространственно-временные, прямые и обратные связи с окружением. В качестве единиц анализа здесь используются понятия "конкретно-историческая ситуация", "социальная (социокультурная) ситуация", "жизненная ситуация". Под жизненной ситуацией индивида подразумевается в виду совокупность значимых, т.е. "втянутых" в орбиту его жизнедеятельности событий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на его мировосприятие и поведение в каждый данный конкретный период его жизненного цикла. Жизненные ситуации различаются как "устоявшиеся" и "проблемные". Проблемная ситуация возникает тогда, когда нарушается упорядоченность привычного течения жизни, а необходимость решать ту или иную проблему или несколько проблем одновременно требует от человека повышенной целенаправленной активности, выработки жизненно важных решений и, наконец, выбора той или иной стратегии деятельности, а также средств и способов достижения нужного результата. В рамках Э.С. становится реальной диагностика проблемных жизненных ситуаций разной степени напряженности. Здесь разработана технология прогнозного социального проектирования, основанная на приоритете целей и ценностей воспроизводства физически и нравственно здоровых людей в здоровой жизненной среде. Это "мягкая" социальная технология, позволяющая отслеживать и обнажать психоантропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Разработка этой технологии стала возможной на основе сочетания проблемно-ситуативного и средового подходов с трактовкой социальной коммуникации как основного социокультурного механизма, обеспечивающего становление, воспроизводство и модификацию всех социальных связей, возможность научного обоснования и практической реализации доктрины социального участия и партнерства.
Представление о социальной коммуникации как об универсальном механизме человеко-средовых интеракций, реализующихся в форме обмена действиями порождения и интерпретации текстов, составляет предмет семиосоциопсихологии, или семиосоциопсихологической парадигмы, сопряженной Э.С. и обладающей собственным исследовательским методом - методом интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения.
Т.З. Адамьянц