новое научное направление на стыке социолингвистики и психолингвистики. Предметом Э является взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и окружающей средой. Язык при этом рассматривается как неотъемлемый компонент цепи взаимоотношений между человеком, обществом и природой. Функционирование и развитие языка представляется как экосистема, а окружающий мир, как языковой концепт, т.е. мыслительное образование, отраженное в языке. Предметом Э является изучение языковой сферы обитания человека и общества. Э направлена на выявление законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка, и исследует роль языка при возможном решении проблем окружающей среды. Основоположником Э является американский лингвист Эйнар Хауген (1970), который определял экологию языка «как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (то есть взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (то есть взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации).
Экология языка зависит от людей, которые учат, его, используют и передают другим людям». Ср.: социолингвистика.
0.00 байт
Эколингвистическое исследование языкового пространства полиэтнического региона
Рассматриваются проблемы многоязычного пространства региона с позиций эколингвистики, освещаются некоторые результаты проведения эколингвистического мониторинга в Волгоградской области.