ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША
англ. niche, ecologic(al); нем. Nische, okologische. Место и структурно-функциональная роль популяции определенного вида в экосистеме. Э. н. определяется совокупностью отношений (взаимоотношений с органическими компонентами экосистемы), к-рые делают возможным само существование тех или иных организмов в той или иной экосистеме.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Экологическая ниша
место, занимаемое популяцией в сообществе (биоценозе). Взаимодействие популяции с партнерами по сообществу, в которое она входит, определяет ее положение в круговороте веществ, обусловленном пищевыми и конкурентными связями в биоценозе. Термин предложен американским ученым Дж. Гринеллом (1917), а общая трактовка дана английским экологом Ч. Элтоном (1927).

Источник: Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША
одно из основных понятий, используемое в организационной экологии и ряде других инвайронментальных теорий (см.: Организационная экология; Инвайронментальные концепции организации) для интегральной оценки совокупности разнородных параметров той части внешней среды, с которой организация, социальная популяция или совокупность организаций (организационная популяция) взаимодействует (см.: Социальная популяция; Внешняя среда организации). Внешняя среда часто описывается в этих теориях как совокупность Э. Н.
Качество Э. Н. обычно оценивается с точки зрения благоприятных условий развития или выживания организации (социальной или организационной популяции) (см.: Организационное развитие; Выживание организации; Популяционная перспектива). Э. Н. означает всю совокупность внешних факторов, определяющих объективные условия существования, деятельности и роста социальной популяции и характеризуется множеством параметров: объем и тип потребляемого ресурса (как материального, так и социального), возможность сбыта произведенной продукции (услуги), число и тип других организаций, находящихся в состоянии конкуренции за ограниченные ресурсы, сбыт и др.
Важнейшей характеристикой Э. Н. является ее ширина. Различают широкие (генерализированные) ниши, в которых открываются практически неограниченные перспективы роста для социальной или организационной популяций, и узкие ниши, в которых перспективы роста популяции ограничены или практически исчерпаны. Узкие ниши становятся объектом конкуренции за ограниченные ресурсы и сферы предоставления услуг как внутри популяции (между организациями), так и между популяциями. С шириной ниши часто связывают такие характеристики социальной популяции, как интенсивность рождения, показатели выживания и смертности организа-ций. Широкие ниши создают возможность для рождения и бурного роста организационной популяции. Появление множества новых организаций данного профиля, эксплуатирующих указанную нишу, приводит к развитию конкуренции и сужению Э. Н. Изменение параметров Э. Н. связывается с логикой жизненных циклов развития популяции (см. Теория жизненных циклов организации).
Понятие Э. Н., заимствованное организационными экологами из ранних концепций человеческой экологии в 20 – 40-е гг. (Р. Э. Парк, Р. Маккензи), разрабатывалось в 50 — 60-х гг. представителями социально-экологической школы в макросоциологической теории (А. Хоули) и широко применяется представителями всех направлений в современной организационной экологии (например, М. Ханноном и Дж. Фрименом). Понятие «ресурсные ниши» используют представители стратегической концепции управления (см. Теория ресурсной зависимости).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000