ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования Э.М. субъекта - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования Э.М., тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты Э.М. объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.
В рамках социологического подхода экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни, а Э.М. - с включенностью его носителей в социальную практику. Такой подход позволяет рассматривать Э.М. как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития Э.М. Последнее воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися стереотипами.
Рассмотрение Э.М. как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет перевести проблему "перестройки" экономического сознания в плоскость проблемы влияния изменений в Э.М. на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическом исследовании мы можем измерить не более чем уровень (состояние) Э.М. и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую субъективным восприятием изменений в укладе и образе жизни.
Неразвитое экономическое сознание обусловливает противоречивое, эмоциональное по своей природе Э.М. В свою очередь, противоречивое Э.М. эмоционального характера почти не влияет на развитие экономического сознания. Последнее формируется совсем иным, нежели Э.М., знанием (познанием научных основ действия социально-экономических законов) и в нынешней экономической ситуации посткоммунистических государств объективной основы для своей перестройки пока что не имеет.
Опыт исследований показал, что Э.М. вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на индивиде (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). Первичная характеристика экономического образа мышления - это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.
Формирование современного Э.М. неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них - косная сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого. Однако в значительной мере подобные стереотипы опираются на отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и старыми взглядами, - цена, которую платит общество за живучесть стереотипов Э.М. и поведения.
Г.Н. Соколова

Источник: Социология: энциклопедия

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования экономического мышления –число форм собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; число других субъектов экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.
Экономическое мышление, его непротиворечивость, последовательность и логичность в значительной мере детерминируются состоянием экономического сознания в обществе. Но как отражение непосредственного практического опыта оно по своей сути эмпирично, впитывая в себя индивидуальный, коллективный и общественный опыт развития отечественной экономики. Тип собственности в ее реальном (а не декларативном) выражении, тип организации труда, реальная ситуация на предприятии и в регионе детерминируют присущий им тип ситуативного экономического мышления и экономического поведения. Если организационно-экономические структуры перестраиваются медленно, если система управления утрачивает необходимую гибкость, то и потенциальные преимущества того или иного вида собственности не могут себя проявить с достаточной полнотой, формируя при этом ограниченный, безразлично-пассивный тип экономического мышления. Формирование современного экономического мышления неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них –сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого. Но приверженность к стереотипам хозяйствования нельзя рассматривать лишь как возрастное свойство людей, что явно упрощает проблему. Суть в том, что подобные стереотипы опираются на хорошо отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и старыми взглядами, –цена, которую платит общество за живучесть стереотипов экономического мышления и поведения. Опыт социологических исследований показал, что экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике.
Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая все остальное как неактуальное или непонятное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на субъекте деятельности (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). По утверждению американского экономиста П. Хейне (экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения.
Первичной характеристикой экономического образа мышления выступает калькуляция выгод и затрат, на которой основывается экономическое поведение. Индивиды преследуют свои цели и интересы, приспосабливаются к поведению друг друга, хотя и соблюдают при этом особые «правила игры». Права собственности и другие «правила игры» определяют, какой выбор совершат индивиды, преследуя свои интересы. Сделать выбор, считает П. Хейне, означает остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя из сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. Дело в том, что в рамках данной концепции индивиды принимают только те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу (т. е. пользу за вычетом затрат). Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным. Диалектика взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления анализируется с позиций онтологического, гносеологического и социологического подходов.
Лит.: Абалкин Л. И. Новый тип экономического мышления. –М., 1987; Попов В. Д. Экономический образ мышления. –М., 1991; Хейне П. Экономический образ мышления. –М., 1991; Соколова Г. Н. Состояние и тенденции развития экономического мышления // Социол. исслед. –1990. –№ 12; Соколова Г. Н. Экономическая социология. –Минск, 1995; Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. –Минск, 2000. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
850.61 кб

Экономическое мышление и реальность

Антипов Георгий Александрович
В статье предпринята попытка определения эпистемологического статуса философии экономики, её места в культуре и отношения к научному экономическому дискурсу. Й.
Читать PDF
1.31 мб

Формирование экономического мышления школьников

Медведева А.В.
В настоящей статье рассмотрены особенности процесса формирования экономического мышления школьников, а также доказана взаимосвязь процесса социализации и формирования экономического мышления.
Читать PDF
2.12 мб

Формирование экономического мышления-задача школы

Ридин О. Н.
Читать PDF
4.87 мб

"тоннель реальности" как функция экономического мышления

Коноплев Дмитрий Эдуардович
В данной статье мы рассматриваем феномен «тоннеля реальности» в рамках экономического мышления и обозначаем основные механизмы, с помощью которых индивидуальное восприятие картины экономической реальности преломляется сквозь инстр
Читать PDF
635.05 кб

К вопросу об определении понятия «Культура экономического мышления»

Бондаренко Ольга Владимировна
Читать PDF
342.14 кб

ПЕТЛИ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Коноплев Дмитрий Эдуардович
В процессе функционирования кластеров экономического мышления в рамках отдельно взятого журналистского текста отмечается динамика ряда переменных показателей, которые могут быть классифицированы как петли обратных связей.
Читать PDF
113.35 кб

Формирование экономического мышления у студентов инженерно-авиационных вузов

Шутова Татьяна Анатольевна
В статье рассмотрены компоненты процесса формирования экономического мышления, удовлетворяющие современным требованиям.
Читать PDF
722.39 кб

Проблема идентификации картины экономического мышления в журналистском тексте

Коноплев Дмитрий Эдуардович
В данной статье рассматривается проблема существования единой картины экономического мышления, а также ключевые принципы ее формирования и воздействия на аудиторию СМИ.
Читать PDF
1.31 мб

Анализ проблем формирования экономического мышления учеников в старших классах

Родникова В.В.
В настоящей статье проведен анализ проблем возникающих в процессе формирования экономического мышления старшеклассников.
Читать PDF
133.17 кб

Экономические проекты, адекватные метафизическому типу экономического мышления

Летунова Ольга Владимировна
В статье раскрываются философско-методологические основы экономического мышления метафизического типа и доказывается, что данный тип мышления детерминирует формирование рыночных и плановых экономических проектов.
Читать PDF
182.91 кб

Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии

Литова З. А.
В статье рассматриваются вопросы формирования экономического мышления школьников на уроках и во внеклассной работе по технологии; приводится анализ экономической подготовки школьников, рассматриваются изменения в структуре подгото
Читать PDF
422.68 кб

Принципы эффективного управления с точки зрения экономического мышления кадров управления

Богунов Леонид Александрович
Введение. Постиндустриальный период развития общества требует поиска новых опорных моментов в организации управленческой деятельности.
Читать PDF
181.36 кб

Проблемы развития самостоятельного мышления студентов в процессе изучения экономической науки

Терентьев Михаил Алексеевич
Читать PDF
40.44 мб

Экономическое мышление у студентов в учебных заведениях высшего профессионального образования

Ласкин А.А.
В статье рассматривается развитие экономического мышления личности в социальнокультурной деятельности и учебных заведениях высшего профессионального образования, как совокупность материально-технических, финансовых и людских ресур
Читать PDF
279.07 кб

Роль экономического мышления в формировании инновационной культуры студентов технического вуза

Вершинина Светлана Валерьевна, Ога Раиса Кадыровна, Ога Ирина Леонидовна
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что развитие инновационной культуры студента вносит значительный вклад в формирование как его профессиональных, так и общекультурных компетенций.