представляет собой процесс, связанный с перебором экономических альтернатив с целью относительно рационального выбора, обусловленного важнейшими его составляющими: ментальными (экономическим мышлением), максимизационными (экономическими интересами) и традиционными (социальными стереотипами). При этом каждый компонент вносит нечто свое, по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Так, техника экономического мышления – это первая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им, по их мнению, наибольшую пользу.
Предполагается, что каждый поступает в соответствии с этим правилом: скупец и расточитель, покупатель и продавец, политический деятель и руководитель фирмы, человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянный импровизатор. В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, индивиды преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. В обществе, широко использующем деньги, каждый предпочитает иметь их больше, потому что деньги расширяют возможности достижения собственных интересов (в чем бы они ни состояли). Последнее обстоятельство очень помогает предсказывать экономическое поведение. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для своих оппонентов и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. Динамичность социального стереотипа (подвижное равновесие когнитивного образа и инструментально-логической установки) создает третью предпосылку выбора альтернативных вариантов, – того, что именно превалирует в выборе альтернатив – сформированные ценности стратегического плана или сиюминутные выгоды, интересы общественного порядка или частные интересы.
В основу модели экономического поведения закладывается, в качестве интеллектуального инструмента анализа, концепция, разработанная американским экономистом П. Хейне. Схематично она выглядит следующим образом: люди выбирают: только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные взаимодействия можно трактовать как рыночные процессы. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.
Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается – реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время.
В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства. Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе формирования социологизированной модели экономического поведения. Последняя включает в себя: во-первых, действия, детерминированные коллективным выбором; во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного; в-третьих, действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами. Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) – их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов. В рамках концепции экономического поведения можно объяснить социальные явления, включая и изменение уровня безработицы, как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек. Так, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Очевидно, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от реальных возможностей и результатов своих решений.
Различные уровни безработицы среди разных групп населения отражают не только различия в спросе на услуги людей, но и вариации в издержках, с которыми связаны для разных людей поиск, начало или продолжение их работы. Реальное представление о социальных механизмах включения различных категорий населения в рынок труда позволит государственным органам осуществлять балансирование пассивных и активных мер социальной политики в отношении различных социальных групп в условиях формирующихся рыночных отношений. В русле социально-философского подхода важнейшей особенностью поведения по сравнению с деятельностью является то, что оно имеет личностный характер, т. е. сугубо индивидуально. Если содержание деятельности определяется целью (сменяя цели, субъект сменяет виды деятельности), то поведение определяется внутренним ядром личности; и в той мере, в которой это ядро остается неизменным, поведение личности сохраняет свое единство. При таком подходе деятельность и поведение выступают как разные стороны единой активности человека, которая выполняет две важнейшие функции: «во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Обе эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой активности… Первую из названных функций активности выполняет деятельность, вторую –поведение» (Никифоров А. Л.). Таким образом, поведение может трактоваться как личностно обусловленная форма деятельности, ее внешняя (в смысле –наблюдаемая) сторона.
Экономическое поведение представляет, в этом контексте, форму любой профессиональной деятельности индивида, сообразно уровню развития его экономического мышления, степени удовлетворения его экономических интересов, соотношению традиционности/инновационности в его действиях. Таким образом, экономическое поведение можно рассматривать: во-первых, как проявление механизма общественной координации деятельности людей, в основе которой лежит принцип взаимовыгодного сотрудничества; во-вторых, как результат самостоятельного рационального выбора возможных стратегий поведения; в-третьих, как личностную форму любой профессиональной деятельности индивида, сообразно уровню развития его экономического мышления, удовлетворению его экономических интересов, соотношению традиционности/инновационности в его действиях. Рациональность в этом случае означает нахождение способов наиболее оптимального достижения выбранных целей.
Лит.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: в 2 т. –Т. 1. –М., 1993; Хейне П. Экономический образ мышления. –М., 1991; Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методологии, проблемы. –М., 1990; Соколова Г. Н. Экономическая социология. –Минск, 1995; Соколова Г. Н. Экономическая социология: учебник для вузов. –Минск, 2000. Г. Н. Соколова