ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ТИПЫ И ФОРМЫ

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ТИПЫ И ФОРМЫ
Взвешивая выгоды и издержки различных вариантов хозяйственной активности и оценивая свои потенциальные и реальные возможности, индивид совершает свой экономический выбор. Выявление содержательно близких образцов поведения, которые различные субъекты используют при решении сходных экономических задач, позволяет говорить о сформированном типе экономического поведения, а реализующих его индивидов рассматривать как группу носителей того или иного типа экономического поведения. Тип экономического поведения индивида является результатом субъективно-рационального выбора, т. е. выбора в контексте индивидуальных представлений о рациональности (оптимальности, разумности) определенных действий.
На современном этапе развития в белорусской экономике доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: дорыночный и рыночный. Первый базовый тип определяется как дорыночный тип экономического поведения индивида в форме наемного труда. В практике социологических исследований дорыночный тип экономического поведения характеризируется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». В целом, для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики командно-административной системой.
Наемный труд –самая распространенная в обществе форма организации дорыночного типа поведения. Реализуя свою экономическую активность подобным образом, человек (работник) продает на рынке труда свои знания, умения, навыки покупателю (работодателю). В результате взаимного выбора, в процессе которого обе стороны взвешивают выгоды и издержки каждой из альтернатив, работник включается на определенных условиях в организационную структуру, принимая на себя выполнение заданных функций за условленное вознаграждение. Второй базовый тип определяется как рыночный тип экономического поведения индивида. Он характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Данный тип предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям.
Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Он проявляется в формах: предпринимательство, франчайзинг, фондовая биржа, реализация индивидуальных способностей, сетевой (многоуровневый) маркетинг.
1. Предпринимательство. Выступает формой проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности индивидуальных или коллективных хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли (дохода) и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Признанные исследователи феномена предпринимательства (Дж. С. Милль, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Ж. Б. Сэй и др.) полагали, что специфика этого явления, в отличие от хозяйственной деятельности как таковой, состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства и обращения. Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция австро-американского экономиста Ф. фон Хайека, который рассматривал предпринимательство как деятельность своеобразного типа хозяйственника –предпринимателя, для которого главное –анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т. д. Таким образом, предпринимательское поведение представляется, в той или иной мере, инновационным поведением социальных субъектов в сфере производства широкого спектра благ и последующего оперирования ими.
2. Франчайзинг. Форма предпринимательской активности, связанная с вложением капитала в уже апробированные способы производства благ. Типичный пример франчайзинга –широкая сеть ресторанов быстрого обслуживания «Мак-Дональдс». Приобретая лицензию на право хозяйствования в этой сфере, предприниматель копирует заданную организационную структуру, создавая свое предприятие по эталону, следуя ему даже в мелочах (ассортимент, форма персонала, принципы обслуживания клиентов и др.).
Подобный способ зарабатывания денег позволяет минимизировать риск капиталовложений, по сравнению с освоением новых видов деятельности, ограничивая вместе с тем предпринимательскую инициативу системой правил и образцов.
3. Фондовая биржа. Форма деятельности, в рамках которой осуществляется купля-продажа ценных бумаг и фиксация их текущей рыночной цены. Способ зарабатывать деньги в этой сфере связан с извлечением дохода посредством операций с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями). Чтобы стать брокером или дилером, требуется соответствующее образование и значительный опыт работы.
4. Реализация индивидуальных способностей. Особый способ активности, доступный для человека, обладающего уникальными, выдающимися или просто редкими способностями в одной или нескольких сферах деятельности. Если человек умеет что-то делать лучше других, он может на этом зарабатывать деньги. Причем, конкретную область применения своих способностей он выбирает из числа доступных ему альтернатив на основе сравнения выгод и издержек каждого из вариантов.
5. Сетевой (многоуровневый) маркетинг. Сетевой принцип построения производственно-торговых компаний широко развит во всем мире, так как показал себя наиболее гибким механизмом распространения товаров и услуг высокого качества. Например, в США более 50 % совокупного оборота осуществляется по сетевому принципу, в Японии –до 90 % всех товаров и услуг «находят» своего потребителя посредством сетевого маркетинга. Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения – псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой: «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран. Таким образом, человек выбирает приемлемую для него модель экономического поведения из достаточно ограниченного числа возможностей. Выступая в роли хозяйствующего субъекта, он проявляет свою экономическую активность в контексте сложившихся в обществе производственных и распределительных отношений, которые задают «правила игры», характерные для той или иной сферы деятельности, и определяют соответствующий этой сфере способ хозяйствования.
Лит.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: в 2 т. –М., 1993; Хейне П. Экономический образ мышления. –М., 1991; Человек и рынок (социологический мониторинг). – Минск, 1992; Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы / под ред. Г. Н. Соколовой. –Минск, 1994; Женская безработица: проблемы, тенденции, перспективы / под ред. Г. Н. Соколовой. –Минск, 1995; Экономическое поведение безработных в контексте длительности безработицы: проблемы, тенденции, перспективы / под ред. Г. Н. Соколовой. –Минск, 1997; Соколова Г. Н. Рынок труда Республики Беларусь экономические вызовы и социальные ответы. –Минск, 2006. Г. Н. Соколова

Источник: Экономико-социологический словарь.