ЭКОНОМИЗМ
ЭКОНОМИЗМ
англ. economism; нем. Okonomismus. Течение в российской социал-демократии конца XIX-начала XX вв., стремившееся ограничить рабочее движение экон. борьбой.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭКОНОМИЗМ
economism) (Марксизм) — теория (подход), подчеркивающая экономические детерминанты социальных форм без адекватного учета относительной автономии, которой часто обладают идеология, государство и т.д., а также воля человека.
Источник: Большой толковый социологический словарь
ЭКОНОМИЗМ
ECONOMISM) Данный термин используется в марксистской социологии в двух различных смыслах, но и в том, и в другом случае он имеет критический характер. (1) Экономизм в смысле экономического редукционизма означает объяснение любой социальной, политической и культурной деятельности с точки зрения экономического базиса, при этом «надстройке» отказывается в какой-либо независимой роли. Экономизм также означает убежденность в том, что ключом к подчинению одного класса другим является организация производства. (2) В другом смысле этот термин широко используется в индустриальной социологии. Считается, что классовое сознание и устремления рабочего класса характеризуются экономизмом тогда, когда активность рабочих направлена на улучшение их материальных условий при капитализме, а не на его ниспровержение. В этом значении данный термин сходен с используемым В.И.Лениным термином «тредюнионистское сознание» (Lenin, 1902). См. также: Базис и надстройка; Детерминизм; Ленинизм; Марксистская социология; Профсоюзы.
Источник: Социологический словарь
Экономизм
Економізм. Economism. Тенденция приписывания К. Марксу экономического редукционизма (economic reductionism), свойственная практически всем его критикам (для чего иногда используют термин “экономический детерминизм” (economic determinism), что означает жесткую связь между любой социальной, политической или культурной деятельностью с экономическим состоянием общества, т. е. экономическим базисом и отрицанием какой-либо степени независимости надстройки. Иными словами, учитывая, что К. Маркса логически невозможно уличить в нарушении законов диалектической логики, которая в принципе отрицает редукционизм любого рода, фактически утверждают, что диалектику Марксу не свойственна диалектика и что в вопросах культуры диалектического мышления у него есть проблемы. В действительности Маркс в решении вопроса о соотношении базиса и надстройки омечает, что экономический базис только в конечном итоге определяет характер духовной надстройки, а надстроечные явления, и в частности идеологии, всегда оказывают обратное воздействие на сам базис. Можно даже сказать так, что если бы они не оказывали обратного воздействия на базис, то их практическое функционирование в обществе было бы практически “безобидным”. Поэтому общественное сознание, духовная культура, социальные институты и т. д. порождены в определенных исторических, что тоже самое, социальноэкономических условиях, но способ их функционирования, да и сам набор их функций, результаты деятельности и т. д. зависят не только от экономических факторов, но не в последнюю очередь от самих людей, их знаний, умений, идеологических ориентаций и пр.