ЭКСКЛЮЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Социальная эксклюзия
Лишение гражданина (социальной или этнической группы) возможности реализовывать свои общественные права и активно участвовать в жизни социума, т.е. исключение из него.
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
эксклюзия социальная
термин обозначает незащищенных индивидов и социальных групп (умственно и физически зависимые, маргиналы, сироты, мигранты и т.д.). Понятие Э. применяется к обществам постиндустриального типа с преимущественно горизонтальной структурой социальной стратификации и связывает дискриминацию с отсутствием доступа к механизмам социальной интеграции, а не с аскриптивной принадлежностью к определенным классам и группам. Э. проявляется в формах отсутствия доступа к социальному участию, ограниченности социальных контактов, недоступности институтов качественного образования, медицины, культурных благ и т.д. В русском научном языке в качестве эквивалента используется понятие «исключенность», «отверженность». - Литература: Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал, 2000. № 3/4; Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России, 2003. Т. XII. № 1; Abrahamson, P. Postmodern Governing of Social Exclusion: Social Integration or Risk Management // Sociologisk Rapportserie. Kobenhavns Universitet: Sociologisk Institut, 1998. N 13.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
ЭКСКЛЮЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Явление или состояние исключения (вытеснения) определенных индивидов или групп и даже народов из нормально развивающихся отношений, взаимодействий, распределения прав и обязанностей. Противоположное явление — инклюзия (включение).
В обществе всегда идет инклюзивно-эксклюзивный процесс, в котором одни индивиды или слои интегрируются в общество, другие проигрывают в конкуренции и вытесняются на “обочину” развития, но могут вернуться к нормальной жизни, преодолевая инклюзию. Общество с помощью нормообразования, создания социальных амортизаторов в виде социального государства, правоохранительных органов, страхования, опеки и попечительства, поддержания детства и материнстсва, талантов старается предотвратить полную коммерциализацию жизни, непотизм, коррупцию.
В отличие от понятия “отчуждение” Э. с. носит чисто социологический характер, отражая состояние среды, контекста, который может способстововать Э. с. (распространение бедности, безработицы, алкоголизма, нарокомании, преступности), а может, наоборот, помогать людям и группам интегрироваться в общество. По исследованиям Института социологии РАН, в современной России около 5–7 млн людей находятся в ситуации сильной Э. с., не могут себя найти без помощи общества. С развитием электронных средств информации развиваются новые виды Э. с., касающиеся даже людей, которые не относятся к бедным и маргиналам.
В обществе всегда идет инклюзивно-эксклюзивный процесс, в котором одни индивиды или слои интегрируются в общество, другие проигрывают в конкуренции и вытесняются на “обочину” развития, но могут вернуться к нормальной жизни, преодолевая инклюзию. Общество с помощью нормообразования, создания социальных амортизаторов в виде социального государства, правоохранительных органов, страхования, опеки и попечительства, поддержания детства и материнстсва, талантов старается предотвратить полную коммерциализацию жизни, непотизм, коррупцию.
В отличие от понятия “отчуждение” Э. с. носит чисто социологический характер, отражая состояние среды, контекста, который может способстововать Э. с. (распространение бедности, безработицы, алкоголизма, нарокомании, преступности), а может, наоборот, помогать людям и группам интегрироваться в общество. По исследованиям Института социологии РАН, в современной России около 5–7 млн людей находятся в ситуации сильной Э. с., не могут себя найти без помощи общества. С развитием электронных средств информации развиваются новые виды Э. с., касающиеся даже людей, которые не относятся к бедным и маргиналам.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018