ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙ
англ. experiment, factorial; нем. Experiment, faktorielles. Эксперимент, при к-ром оценивается влияние двух или более переменных одновременно. При этом исследуются их взаимосвязи и влияние на конечные результаты.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭКСПЕРИМЕНТ ФАКТОРНЫЙ
метод исследования, предназначенный для изучения причинных связей между условиями, в которых находятся испытуемые, и их поведением, реакциями и т. п. Зависимая переменная, измеряющая реакцию участников эксперимента, может быть только количественной (см. Шкала измерительная). Независимые переменные (факторы) могут быть номинальными, порядковыми или количественными, сгруппированными в интервалы. Классический – трехстадийный – эксперимент состоит из трех этапов: 1. формирование групп; 2. проведение эксперимента (помещение групп в определенные условия); 3. измерение и обработка результатов эксперимента. Существует несколько оснований для классификации экспериментов. Схема эксперимента. Эксперименты бывают внутригрупповыми и межгрупповыми. Во внутригрупповом эксперименте одна и та же группа испытуемых последовательно помещается в разные условия.
В межгрупповом эксперименте возможно помещение двух или нескольких групп с одинаковым составом испытуемых в разные условия либо помещение в одни и те же условия групп, отличающихся друг от друга составом участников. Число факторов. По числу факторов эксперименты делятся на однофакторные, двухфакторные и многофакторные. Однофакторные эксперименты могут разделяться на бивалентные (с двумя группами) и поливалентные (с несколькими группами). Например, «классический» бивалентный эксперимент предполагает наличие опытной и контрольной групп. Характер факторов. Факторы бывают регулируемыми и выделяемыми. Контролируемые факторы определяют условия, в которых проводится эксперимент. Выделяемые факторы представляют собой характеристики объектов, которые учитываются при формировании групп. Способ формирования групп.
В лабораторном эксперименте группы формируются в соответствии со строго заданными критериями. При использовании групп, однородных по составу, практикуется случайное распределение участников по группам. В естественном эксперименте участвуют группы, которые уже неким образом существуют, например, школьные классы или академические группы. В полевом эксперименте группы формируются из участников, реально находящихся в разных условиях. Например, при исследовании влияния последствий Чернобыльской катастрофы на социальное самочувствие людей группы формируются из проживающих на загрязненных и «чистых» территориях. Факторный эксперимент сыграл беспрецедентную роль в развитии науки. На протяжении трехсот с лишним лет он считался единственным корректным методом исследования причинных связей. В последние годы в качестве альтернативной и более гибкой развивается методология множественного анализа регрессионного.
Лит.: Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. –М., 1976; Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. –М., 1990. О. В. Терещенко
В межгрупповом эксперименте возможно помещение двух или нескольких групп с одинаковым составом испытуемых в разные условия либо помещение в одни и те же условия групп, отличающихся друг от друга составом участников. Число факторов. По числу факторов эксперименты делятся на однофакторные, двухфакторные и многофакторные. Однофакторные эксперименты могут разделяться на бивалентные (с двумя группами) и поливалентные (с несколькими группами). Например, «классический» бивалентный эксперимент предполагает наличие опытной и контрольной групп. Характер факторов. Факторы бывают регулируемыми и выделяемыми. Контролируемые факторы определяют условия, в которых проводится эксперимент. Выделяемые факторы представляют собой характеристики объектов, которые учитываются при формировании групп. Способ формирования групп.
В лабораторном эксперименте группы формируются в соответствии со строго заданными критериями. При использовании групп, однородных по составу, практикуется случайное распределение участников по группам. В естественном эксперименте участвуют группы, которые уже неким образом существуют, например, школьные классы или академические группы. В полевом эксперименте группы формируются из участников, реально находящихся в разных условиях. Например, при исследовании влияния последствий Чернобыльской катастрофы на социальное самочувствие людей группы формируются из проживающих на загрязненных и «чистых» территориях. Факторный эксперимент сыграл беспрецедентную роль в развитии науки. На протяжении трехсот с лишним лет он считался единственным корректным методом исследования причинных связей. В последние годы в качестве альтернативной и более гибкой развивается методология множественного анализа регрессионного.
Лит.: Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. –М., 1976; Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. –М., 1990. О. В. Терещенко
Источник: Экономико-социологический словарь.