ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
англ. experiment, laboratory; нем. Laborexperiment. 16 Социологический энциклопедический словарь. Контролируемый эксперимент, в ходе к-рого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его условия.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
одна из форм эксперимента , проводится в специально подготовленном помещении (лаборатории) с целью максимально ограничить влияние возможных посторонних факторов на участников эксперимента. Основными требованиями при проведении Э.Л. являются: устранение действия посторонних факторов и рандомизация распределения участников по группам. Удовлетворить этим требованиям легче всего, проведя эксперимент в лабораторных условиях. В лаборатории все параметры внешней среды остаются постоянными и исследователь уверен, что, по крайней мере, среда не оказала влияния на результаты эксперимента. Кроме того, у исследователя есть возможность должным образом сформировать контрольную и экспериментальную группы (или предъявить экспериментальные условия).
При проведении Э.Л. есть опасность того, что лабораторные условия так существенно влияют на людей, что обобщение результатов на другие ситуации невозможно. "Ради науки" люди способны проделывать в лаборатории то, что никогда бы не сделали в других ситуациях. Так, в 1962 в серии экспериментов по гипнозу американский ученый Орни решил сконструировать бессмысленную задачу, которую незагипнотезированный человек либо должен сразу отказаться выполнять, либо выполнять недолго. В качестве задачи участникам Э.Л. предложили складывать огромное количество двухзначных чисел. После пяти с половиной часов (!) экспериментатор сдался, так как испытуемые продолжали методично выполнять задание. Орни не помогло и придуманное на ходу условие, что каждый использованный лист с числами должен быть порван не менее чем на 32 части. Очевидно, что вне лаборатории человек никогда бы не стал выполнять такую работу. Орни предлагал использовать в Э.Л. так называемую квази-контрольную группу, т.е. людей, посвященных в цели Э.Л. и играющих роль излишне "хороших" испытуемых. Их роль состоит в том, чтобы поделится впечатлениями, как условия Э.Л. могут изменить стиль их поведения.
Еще одной распространенной процедурой при проведении Э.Л. является проведение симулирующих экспериментов (испытуемых просят действовать так, как если бы они находились в экспериментальных условиях) с целью удостовериться, что для проявления нужного эффекта одного желания испытуемых будет мало, а требуется предъявление экспериментального условия.
А.П. Репеко
При проведении Э.Л. есть опасность того, что лабораторные условия так существенно влияют на людей, что обобщение результатов на другие ситуации невозможно. "Ради науки" люди способны проделывать в лаборатории то, что никогда бы не сделали в других ситуациях. Так, в 1962 в серии экспериментов по гипнозу американский ученый Орни решил сконструировать бессмысленную задачу, которую незагипнотезированный человек либо должен сразу отказаться выполнять, либо выполнять недолго. В качестве задачи участникам Э.Л. предложили складывать огромное количество двухзначных чисел. После пяти с половиной часов (!) экспериментатор сдался, так как испытуемые продолжали методично выполнять задание. Орни не помогло и придуманное на ходу условие, что каждый использованный лист с числами должен быть порван не менее чем на 32 части. Очевидно, что вне лаборатории человек никогда бы не стал выполнять такую работу. Орни предлагал использовать в Э.Л. так называемую квази-контрольную группу, т.е. людей, посвященных в цели Э.Л. и играющих роль излишне "хороших" испытуемых. Их роль состоит в том, чтобы поделится впечатлениями, как условия Э.Л. могут изменить стиль их поведения.
Еще одной распространенной процедурой при проведении Э.Л. является проведение симулирующих экспериментов (испытуемых просят действовать так, как если бы они находились в экспериментальных условиях) с целью удостовериться, что для проявления нужного эффекта одного желания испытуемых будет мало, а требуется предъявление экспериментального условия.
А.П. Репеко
Источник: Социология: энциклопедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
разновидность эксперимента, в к-ром экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента - элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой. Но наряду с этими преимуществами возникают и многие недостатки: искусственно созданная ситуация оказывается часто слишком далекой от реальной соц. ситуации. Испытуемые знают, что они участвуют в эксперименте, что их реакции фиксируются и что одни из реакций "правильнее", чем другие; существенное воздействие на поведение испытуемых оказывает поведение экспериментатора и т. д. Одной из центральных проблем Э.л. является правильный инструктаж, введение в эксперимент. Целью последнего является достижение однозначного понимания содержания опыта, создание положительной настроенности к нему, а также маскировка истинной природы опыта. Существует ряд специальных методик для маскировки экспериментального фактора и основной гипотезы, для создания т. н. фиктивного контекста опыта. Такого рода методики должны помочь завуалировать как замысел эксперимента, так и всю процедуру опыта (ввод независимой переменной, фиксацию значений зависимой переменной); должны быть убедительными для испытуемых и помочь в создании положительной мотивации относительно участия в эксперименте. В целях достижения нейтральности в поведении экспериментатора рекомендуется, чтобы Э.л. провел человек, не знающий исходной гипотезы. Нежелательное влияние присутствия исследователя несколько меньше в ситуации сложной и эмоционально захватывающей игры (напр., в соц. имитационной игре). Несмотря на вышеописанные приемы, испытуемые постоянно осознают различие между поведением в экспериментальной ситуации и в реальной жизни. Возможности Э.л. выявить закономерности реального соц. поведения поэтому меньше, чем его возможности выявить устойчивые психич. особенности. Трудности в обеспечении внешней валидности рез-тов Э.л. указывают на необходимость их проверки повторными опытами и др. методами исследования. Лит.: Методы социальной психологии. Л., 1971; Алферов В.М., Бородкин Ф.М. Имитационные игры (лабораторный эксперимент)//Математическое моделирование в социологии (методы и задачи). Новосибирск, 1977. П.А. Вихалемм.
Источник: Российская социологическая энциклопедия