вид экспериментов , в которых участники и задействованные в них лица не посвящены в цели эксперимента. Э."С." проводятся с целью минимизировать нежелательное поведение его участников и повысить внешнюю валидность эксперимента. И в ходе эксперимента полевого и, особенно, в ходе эксперимента лабораторного его участники, зная, что они находятся под наблюдением, могут сознательно или неосознанно изменять свое поведение. Можно выделить следующие основные типы нежелательного поведения участников эксперимента:
1. Нежелательная реакция испытуемых. Условия научного эксперимента часто не столько регистрируют поведение, сколько порождают его. "Во имя науки" участники могут сделать то, что совершенно не характерно для их нормального поведения.
2. Хоторнский эффект - любое изменение в условиях (вне зависимости от свойств) вызывает эффект.
3. В том случае, если участники знают или догадываются о идее эксперимента, могут возникнуть проблемы личных качеств участников - их поведение во время эксперимента будет определяться теми ролями, которые они выберут для себя:
а) роль благодарного участника. Такой участник старается работать на гипотезу экспериментатора;
б) роль неблагодарного участника. Такой участник старается работать против гипотезы экспериментатора;
в) бесстрастный участник - старается действовать как будто он находится в неведенье о цели эксперимента.
Для того чтобы минимизировать нежелательное для исследователя поведение участников, следует проводить так называемые Э."С.". В них истинная цель исследования скрывается от испытуемых. Испытуемым либо ничего не сообщается о цели эксперимента, либо сообщается безобидная ложь.
Кроме ошибок в данных из-за нежелательного поведения участников эксперимента существуют ошибки, произошедшие по вине исследователя. Можно выделить следующие основные типы ошибок, возникающие по вине исследователя (автора идеи эксперимента) и экспериментатора (человека, непосредственно работающего с испытуемыми и собирающего данные):
1. Сознательная предвзятость исследователя:
а) исследователь может путем сознательной манипуляции данными "доказать" ту гипотезу, в которой он заинтересован. Данные можно скрывать, если они противоречат нашим взглядам, "случайно" неаккуратно обрабатывать, размножать, для получения нужного уровня статистической значимости, и т.д.;
б) исследователь может придумать данные и объявить их полученными эмпирическим путем (так, например, произошло при исследовании "феномена" 25 кадра);
в) проект можно специально составить таким образом, чтобы получить желаемый эффект.
2. Бессознательная предвзятость исследователя:
а) используемые методики и подготовленные опросные листы могут быть результатом теоретических взглядов исследователя на интересующую его проблему и порождать только те данные, которые выгодно получить исследователю;
б) ожидания исследователя могут подтолкнуть испытуемых "подыграть" ему. Кроме того, исследователь может по-разному относиться к испытуемым в различных (экспериментальных/контрольных) условиях или по-разному регистрировать и описывать их поведение.
Сознательно допущенные ошибки проверяются лишь репликацией (повторением) исследований другими исследователями. Говорить о методах устранения ошибок исследователя имеет смысл лишь в отношении бессознательных ошибок.
Чтобы ожидания исследователя не оказали влияние на результаты, можно применить процедуру так называемого двойного слепого эксперимента. В подобном эксперименте не только участники, но также и лицо, непосредственно работающее с участниками, не информируется о целях эксперимента. Очень часто такая схема применяется при медицинских исследованиях, и человек, работающий с участниками, не знает, в какой группе дается тестируемое лекарство (экспериментальная группа), а в какой - плацебо (контрольная группа). Такое незнание гарантирует одинаковое отношение ко всем участникам. После получения данных считается хорошей практикой поручить их обработку незаинтересованному в результатах исследования человеку.
А.П. Репеко