целенаправленное воздействие на социальную действительность для ее усовершенствования: во имя науки (менее тяжелый случай) или во имя народа (более тяжелый случай).
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
Источник: Альтернативный социологический словарь
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
англ. experiment, social; нем. Experiment, soziales. Метод изучения соц. явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, к-рые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования. Э. с. предполагает внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Э. с. выполняет познавательные функции проверки гипотезы и получения нового знания, практической проверки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершенствования.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Эксперимент социальный
способ получения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами. Использование экспериментального метода требует: 1) наличия четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений; 2) наличия объекта, допускающего: а) возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение, б) возможность количественных и качественных измерений воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения, в) контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента. Общая логика Э. с. заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на нее определенными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя. По специфике исследовательской задачи, поставленной в Э. с., различаются научно-исследовательские и практические эксперименты, эксперименты научного характера, например методический эксперимент о пригодности такой-то методики. Практические эксперименты решают задачи по управлению общественными процессами, например применимость бригадного подряда в данных конкретных условиях. По логической структуре доказательства гипотез различают параллельный и последовательный эксперимент. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы контрольная и экспериментальная. Они должны быть близки по условиям и характеру деятельности, идентичны по всем контрольным характеристикам, кроме одной экспернментальной. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего экспериментального периода, а в экспериментальной группе проводится эксперимент, т. е. на нее воздействует то условие (независимая переменная), действие которого проверяется. После проведения эксперимента сопоставляют результаты контрольной и экспериментальной групп. Последовательный эксперимент отличается от параллельного тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее состояние перед введением экспериментальной независимой переменной) и экспериментальной (ее состояние после эксперимента). Например, вводят новую систему стимулирования труда и проверяют ее эффект в практической деятельности. Поскольку и параллельный и последовательный эксперимент обладают множеством недостатков, часто используют более сложные схемы их комбинирования. По характеру экспериментальной ситуации различают «полевые» (объект находится в естественных условиях своего функционирования «полем» может быть цех, школа, город и т. п.) и лабораторные эксперименты (объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно). В зависимости от направленности деятельности во времени выделяют Э. с.: а) проективные от настоящего к будущему и б) ex post facto (эксперименты «задним числом») от момента времени в прошлом к настоящему. Среди проективных выделяют активные (экспериментальная переменная вводится исследователем) и пассивные эксперименты (исследователь ищет в естественно складывающейся ситуации такое положение, когда предполагаемая причина, независимая переменная начинает свое действие).
Источник: Социологический справочник
ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ
способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых факторов. Э. с. в социологии – необходимый элемент научного познания общественных явлений. Специфика Э. с. в том, что его объектом являются люди, осуществляющие социальную деятельность, обладающие способностью осознавать себя и свое отношение к внешнему миру.
Методологическое основание Э. с. –концепция социального детерминизма. Поэтому основная теоретическая проблема Э. с. –выделение значимых переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействуя на эти переменные и исследуя причинно-следственные зависимости, можно выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдельных переменных. Отличительная особенность Э. с. как метода получения социальной информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и эмпирических данных. Построение гипотезы и планирование ее проверки требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Переменная, направление или интенсивность действия которой определяются социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется управляемой. Она является контролируемой, если ее качественные и количественные изменения, а также направление воздействия осуществляются в заданных пределах. Управляемая и контролируемая исследователем переменная называется независимой и обозначается как экспериментальная (экспериментальный фактор). Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется зависимой переменной. Выбор того или иного фактора в качестве независимой или зависимой переменной определяется гипотезой исследования и природой объекта.
Специфика социальных объектов –целостность, системность зависимостей. Это означает, что тот или иной экспериментальный фактор может привести не к отдельным изменениям, которые легко зарегистрировать, а к комплексным, многообразным изменениям объекта, которые не вызваны только данным фактором, а объясняются также и спецификой потенциальных состояний, которые данный фактор лишь привел в действие. Так, изменение системы оплаты труда может повлиять на его производительность и качество лишь через создание мощного мотивационного механизма высококачественной работы. При проведении Э. с. важно выявить, каким образом под воздействием управляемых и контролируемых факторов меняются те или иные характеристики социального объекта. Основные требования к проведению Э. с.: 1) описание объекта наблюдения в системе составляющих его переменных; 2) описание условий существования объекта исследования; 3) формулирование гипотезы о причинно-следственных связях; 4) определение понятий сформулированной гипотезы через эмпирические показатели и индикаторы; 5) выделение независимых переменных; 6) выделение зависимых переменных; 7) описание специфических условий (время, место и т. д.). По характеру логической структуры доказательства гипотезы Э. с. разделяются на параллельные и последовательные. Под параллельным Э. с. понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время. В последовательном Э. с. контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после ее введения. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.
По характеру экспериментальной ситуации Э. с. делятся на полевые (в естественной ситуации) и лабораторные. Чистота проведения Э. с. в сочетании с применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленные в ходе экспериментирования связи изучаемых переменных не будут случайными, а явятся по своему характеру причинно-следственными. Установление причинно-следственных связей между переменными означает раскрытие механизма, лежащего в основе изучаемого типа деятельности. Проблема обобщения результатов Э. с. –это проблема того, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связи, характеризующие механизм изучаемой деятельности. Только повторенное многократно экспериментирование позволяет сделать обобщенный вывод о характере исследуемых связей. Для увеличения возможности обобщения полученных выводов, их распространения за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в Э. с. отражался характер распределения важных (с точки зрения экспериментатора) свойств изучаемых социальных групп, т. е. чтобы выводы были репрезентативными. Характерные ошибки Э. с.: неверно выбранные эмпирические показатели; субъективное восприятие экспериментальной ситуации; тенденция переоценивать воздействие изучаемой переменной, что приводит к произвольному ее толкованию; недооценка воздействия дополнительных факторов; неадекватность статистических методов природе изучаемых причинно-следственных связей. Ослабление контроля также значительно снижает достоверность сделанных выводов.
Лит.: Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. –М., 1981; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. –М., 1972. Г. Н. Соколова
Методологическое основание Э. с. –концепция социального детерминизма. Поэтому основная теоретическая проблема Э. с. –выделение значимых переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействуя на эти переменные и исследуя причинно-следственные зависимости, можно выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдельных переменных. Отличительная особенность Э. с. как метода получения социальной информации состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и эмпирических данных. Построение гипотезы и планирование ее проверки требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Переменная, направление или интенсивность действия которой определяются социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется управляемой. Она является контролируемой, если ее качественные и количественные изменения, а также направление воздействия осуществляются в заданных пределах. Управляемая и контролируемая исследователем переменная называется независимой и обозначается как экспериментальная (экспериментальный фактор). Фактор, изменение которого определяется независимой переменной, называется зависимой переменной. Выбор того или иного фактора в качестве независимой или зависимой переменной определяется гипотезой исследования и природой объекта.
Специфика социальных объектов –целостность, системность зависимостей. Это означает, что тот или иной экспериментальный фактор может привести не к отдельным изменениям, которые легко зарегистрировать, а к комплексным, многообразным изменениям объекта, которые не вызваны только данным фактором, а объясняются также и спецификой потенциальных состояний, которые данный фактор лишь привел в действие. Так, изменение системы оплаты труда может повлиять на его производительность и качество лишь через создание мощного мотивационного механизма высококачественной работы. При проведении Э. с. важно выявить, каким образом под воздействием управляемых и контролируемых факторов меняются те или иные характеристики социального объекта. Основные требования к проведению Э. с.: 1) описание объекта наблюдения в системе составляющих его переменных; 2) описание условий существования объекта исследования; 3) формулирование гипотезы о причинно-следственных связях; 4) определение понятий сформулированной гипотезы через эмпирические показатели и индикаторы; 5) выделение независимых переменных; 6) выделение зависимых переменных; 7) описание специфических условий (время, место и т. д.). По характеру логической структуры доказательства гипотезы Э. с. разделяются на параллельные и последовательные. Под параллельным Э. с. понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группа, и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время. В последовательном Э. с. контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после ее введения. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.
По характеру экспериментальной ситуации Э. с. делятся на полевые (в естественной ситуации) и лабораторные. Чистота проведения Э. с. в сочетании с применением методов статистического анализа результатов может гарантировать, что выявленные в ходе экспериментирования связи изучаемых переменных не будут случайными, а явятся по своему характеру причинно-следственными. Установление причинно-следственных связей между переменными означает раскрытие механизма, лежащего в основе изучаемого типа деятельности. Проблема обобщения результатов Э. с. –это проблема того, насколько общий характер имеют выделенные в эксперименте связи, характеризующие механизм изучаемой деятельности. Только повторенное многократно экспериментирование позволяет сделать обобщенный вывод о характере исследуемых связей. Для увеличения возможности обобщения полученных выводов, их распространения за рамки экспериментальной ситуации необходимо, чтобы в Э. с. отражался характер распределения важных (с точки зрения экспериментатора) свойств изучаемых социальных групп, т. е. чтобы выводы были репрезентативными. Характерные ошибки Э. с.: неверно выбранные эмпирические показатели; субъективное восприятие экспериментальной ситуации; тенденция переоценивать воздействие изучаемой переменной, что приводит к произвольному ее толкованию; недооценка воздействия дополнительных факторов; неадекватность статистических методов природе изучаемых причинно-следственных связей. Ослабление контроля также значительно снижает достоверность сделанных выводов.
Лит.: Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. –М., 1981; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. –М., 1972. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.