Экстремальные факторы
Экстремальные факторы
от лат. «сверх, вне») - чрезвычайно жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретен- ным свойствам человеческого организма. Их влияние ведет к расходованию резервных сил организма, нарушениям адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций, превышающим адаптационные возможности, что исключает приспособление к ним [3, 18]. Значимость экстремальных факторов природной среды многократно возрастает при наложении на них загрязнений, вызванных антропогенной деятельностью северных предприятий [12]. (р. 1923) - американский психолог, представитель школы человеческих отношений, один из разработчиков теории организационного поведения. Обучался в университетах Кларка и Канзасском. Доктор философии. Изучал теорию бизнеса, экономику и психологию, находился под сильным влиянием работ К. Левина. В 50-60-х гг. X X в. работал профессором индустриального управления в Иельском университете, в 70-80-х гг. - профессором по организационному поведению в Гарвардском университете. Сфера научных исследований - инновационные стратегии и инновационное поведение, развитие персонала организации. Утверждает, что человек располагает значительным потенциалом, реализуемым лишь в определенных условиях. Формальные организации создают их очень редко, что становится причиной разочарований людей, личных неудач и конфликтов. Арджирис ищет пути интегрирования интересов личности и организации и находит их в первую очередь в необходимости для индивидов, их групп и организации уделять основное внимание проблемам обучения. Он предлагает различные способы повышения компетентности, приводящие к изменениям, обеспечивающим повышение жизнеспособности и индивидов, и организаций. Работы Арджириса оказали значительное влияние на гуманизацию менеджмента и совершенствование теории организационного поведения [33, 69]. (384-322 до н.э.) - греческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель перипатетической школы в Ликее. Родоначальник формальной логики, обосновал значение разумного поведения человека как общественного существа, классифицировал и оценил формы государственного устройства, ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), разработал основы риторики (ораторского искусства) и стилистики. Основополагающие идеи социального менеджмента изложены в трактатах «Этика», «Политика» и др. [3, 67]. (1886-1961) - один из пионеров социального менеджмента и основателей школы человеческих отношений, эксперт по управлению ценностями организации. Изучал экономику в Гарварде. Большую часть жизни работал в системе менеджмен- 137та компании «Белл телефон систем», а также президентом фонда Рокфеллера. В своей книге «Функции руководителя» (1938) утверждал, что главным качеством менеджера должна стать приверженность делу, причем личные его устремления должны быть подчинены интересам организации. Задолго до появления концепции корпоративной культуры и системы ценностей он размышлял об этом, считая, что истинная роль менеджера проявляется именно в управлении системой ценностей организации и усилении лояльности работников. Барнард заложил основы концепции неформальной организации и роли личности в управленческом процессе, ему также принадлежат другие актуальные и сегодня идеи. Барнард писал довольно тяжеловесно, поэтому его книги малоизвестны. Питерс и Уотерман называли их «практически нечитаемыми», однако признавали его важнейший вклад в становление социального менеджмента, и в частности в разработку теории корпоративной культуры [32, 54, 74].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие