Новейшее явление в сфере образовательных коммуникаций. В МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках проекта Национального исследовательского университета разработана и внедрена автоматизированная информационная система управления учебным процессом университета «Электронный университет». Это позволяет подготовить современных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов. Комплексная система управления образовательной и административно-хозяйственной деятельностью университета, повышающая эффективность работы вуза и обеспечивающая плавный переход на модульно-рейтинговую систему образования (Болонский процесс). Внедрение системы, по мнению ректора МГТУ А. Александрова, позволит снизить трудозатраты, связанные с поиском, оценкой и зачислением абитуриентов, управлением финансовой и административно-хозяйственной деятельностью, повысить привлекательность вуза для студентов и профессорско-преподавательского состава. Система представляет собой набор приложений, объединенных общевузовским порталом с персональными разделами для каждого студента и преподавателя, с различными сервисами в зависимости от статуса в университете. Общевузовский портал позволяет осуществлять удаленный веб-доступ.
Система позволяет реализовать следующие функции и сервисы: 1) сервисы для абитуриента: онлайн-регистрация для поступления в вуз, назначение времени сдачи вступительных экзаменов, рассылка электронных писем с информацией о поступлении; 2) сервисы для студента: информация об академической успеваемости за весь срок обучения, учебный план, уведомления о необходимости выплат, возможность оплаты с помощью кредитных карт; 3) сервисы для преподавателя: возможность просмотра преподавателями списка студентов и листа ожидания своего курса, академической успеваемости студентов курса, онлайн выставления оценки в электронную зачетку студента, составления индивидуального расписания преподавателя в матричной форме; 4) управление взаимоотношениями со студентами и абитуриентами за счет использования CRM-системы; 5) сотрудничество с компаниями-работодателями, организация взаимодействия компаний и студентов-выпускников соответствующих специальностей; 5) планирование и отслеживание бюджета: управление активами, контроль выплат, приобретение товаров и сервисов; 6) управление финансовой деятельностью, генерация отчетов по финансовой деятельности, управление сопровождающей финансовой документацией; 7) управление персоналом, учет трудовой деятельности каждого сотрудника, расчет заработанной платы, система штрафов и поощрений, ведение истории сотрудников; 8) формирование отчетов по преподавателям, студентам, финансовому положению университета. Электронная система коммуникации не заменяет непосредственного общения участников образовательно-воспитательного процесса.
В систему мониторинга качества функционирования современного высшего учебного заведения входят: организация и контроль деятельности вузовской администрации, организация и контроль функционирования учебно-вспомогательного персонала, мониторинг отношения студентов к аспектам образования и науки, мониторинг отношения профессорско-преподавательского состава к сторонам образования и науки. Для плавного перехода управления и контроля качества знаний необходимо изменить систему оценок знаний и умений студентов, приведя ее в соответствие с данными ЕГЭ, отказавшись от зачетной системы. Это потребует оптимизировать набор учебных предметов, выстроить соотношение специальных и социально-гуманитарных дисциплин. Пока нет общепринятой системы показателей и индикаторов, позволяющих проводить мониторинг качества образования (как процесса, так и результатов), управлять им. Особой проблемой в организации электронного университета являются квалификация, ответственность и качество взаимодействия всех участников образовательного процесса, наличие у них социального статуса, стимулирующего деловую и творческую активность. Для изучения и внедрения систем электронного университета требуются квалифицированные кадры специалистов, прежде всего социологов. [17, 24].