ЭЛИАС НОРБЕРТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЭЛИАС НОРБЕРТ
(1897–1990) Англо-германский социолог, один из классиков исторической социологии, основатель “фигурационной социологии”. Э. пришел к выводу, что непреднамеренным результатом взаимодействия взаимозависимых индивидов являются социальные “конфигурации”, ведущие к изменению общества. Э. исследовал отношение между становлением европейских государств и изменениями в индивидуальных образцах поведения, включая новые формы этики. Он показал, что происходило изменение соотношения социального контроля в обществе: происходил сдвиг от контроля, диктуемого природой, к контролю со стороны других людей, и далее к самоконтролю. Наиболее известные работы: “О процессе цивилизации” (в 2-х томах) (1935–1936), “Придворное общество” (1969), “Что такое социология?” (1979), “Одиночество умирающего” (1983), “Вовлеченность и отчуждение” (1986).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Элиас Норберт
немецкий социолог, представитель исторической социологии, сторонник интеграционного подхода в методологии. Исследовал социальные взаимодействия, процессы общения между людьми (которые называл «фигурациями») в конкретных исторических условиях, их социокультурную динамику; внес существенный вклад в исследования цивилизационных процессов, социологию повседневности, социологию знания, в исследования элитных групп традиционных обществ. - Соч.: Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001; О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб, 2001; Придворное общество. М., 2002; Elias, Norbert. What is Sociology? N.Y.: Columbia University Press, 1978; Ueber den Prozess der Zivilisation. Soziologische und psychogenetische Untersuchungen. Bd. I-II. Bern, 1939; Die Hoеfische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des Koenigtums und der Hoefischen Aristokratie. Fr./M, 1990.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

ЭЛИАС НОРБЕРТ
Elias, Norbert) (1897-1990) – немецкий социолог, который после отъезда из гитлеровской Германии работал сначала в Англии, а затем в Гане, Голландии и Германии. Свой подход к социологическому анализу он описывает как фигурационную социологию, в которой изменение не столько общества, сколько социальных "конфигураций" анализируется с точки зрения непреднамеренного результата интеракций взаимозависимых индивидуумов (см. также Оформление). Его наиболее важная работа — "Процесс цивилизованности" (1939) — привлекла небольшое внимание во время публикации на немецком, однако к моменту появления английского издания (2 тома в 1978 и 1982 гг.) "школа Элиаса", посвятившая себя разработке "фигурационной социологии", основательно укрепилась в Голландии и Англии (см. Р. Глейхман и др., 1977). Темой "Процесса цивилизованности" является отношение между европейским государственным формированием и изменениями в индивидуальных образцах поведения, включая новые формы этики и самообладания (см. также Процесс цивилизованности). "Придворное общество" (1969) касается сходных тем. Теоретические основы фигурационной социологии изложены в работе "Что такое социология?" (1970). Имеются параллели между элиасовской сосредоточенностью скорее на "конфигурациях", чем на личностях или обществах как отдельных объектах, и теми подходами в современной социологии, которые подчеркивают важность методов социального анализа, признающих взаимосвязь между структурой и волей (см. Структурационная теория). Среди других работ Элиаса можно назвать "Одиночество умирающего" (1982) и "Включенность и отчужденность" (1986).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЭЛИАС Норберт
ELIAS, Norbert) (1897-1990) После эмиграции из нацистской Германии в 1933 г. Элиас занимался преподаванием социологии в университетах Лестера (Британия, 1954-1962) и Ганы (1962-1964). Он также был заслуженным профессором в отставке Франкфуртского университета и гостевым профессором в Институте междисциплинарных исследований при Билефельдском университете. Главная его работа — «О процессе цивилизации» (?ber den Prozess der Zivilisation) — осталась незамеченной в момент своего появления в 1939 г., однако впоследствии, после ее появления на английском языке она была признана классическим трудом по исторической социологии. Основной интерес для Элиаса представлял процесс «пацификации», то есть усмирения средневекового общества посредством развития индивидуальных моральных форм самоограничения и превращения их в различные кодексы, такие, как манеры поведения за столом и этикет. Элиас соотносил развитие государства как системы социальной регуляции с возникновением цивилизованных систем самоконтроля. В работе «Придворное общество» (Elias, 1969) Элиас исследовал эволюцию церемонии при французском дворе в период, предшествовавший Великой Французской революции, а также экономический упадок аристократического общества в результате внутренней борьбы за влияние и возникновение буржуазного общества. В работе «Одиночество умирающего» (1982) он описывает воздействие индивидуальных норм самоограничения на процесс ухода из жизни в светском обществе. Элиас внес также важный вклад в решение некоторых теоретических проблем социологии. Например, в книге «Что такое социология?» (1970) он развивает идею фигуративного анализа, утверждая, что отношения взаимности между людьми порождают определенные внепланово развивающиеся «фигурации» социального взаимодействия. Такие понятия, как «группа» или «община», обозначают фигурации взаимозависимых индивидов. Его фигуративная социология (или процессуальная) имеет критический характер по отношению как к функционализму, так и к структурализму, в связи со свойственной им тенденцией к реификации социальных процессов. Элиас внес также вклад в социологию знания в работе «Вовлеченность и обособленность» (1986).

Источник: Социологический словарь