ЭЛИТА НАЦИОНАЛЬНАЯ

Найдено 1 определение
ЭЛИТА НАЦИОНАЛЬНАЯ
(франц. elite- лучшее, избранное) — слой или группа лиц определенной национальности, обладающих специфическими личностными способностями и профессиональными качествами, делающими их элитой, т.е. «избранными» той или иной сферы общественной жизни (властных структур, науки, культуры, бизнеса), социальных движений и партий. Э. и. являются носителями национальных идей и выступают в роли лидеров национальных движений. Как правило, Э. н. представляет собой небольшую часть социально-этнической общности, Э. н, обычно претендует на роль национального лидерства, считая себя особой группой или частью народа, являющейся подлинным выразителем его интересов и чаяний. В Э.н. складываются свои, как правило, отличные от основной массы народа, образ жизни, традиции, обычаи, поведение. Даже браки обычно заключаются лишь между членами Э. н. В силу этого существует деление общества на элиту и массы, между ними образуются существенные социальные различия. Э. н. является относительно замкнутой группой, самовоспроизводящейся структурой общества. Однако у «молодых» наций в период становления политической независимости Э. н. может пополняться за счет представителей различных социальных групп.
Объективно Э. н. может выполнять как позитивную, так и негативную по своим результатам роль для своей страны или национально-государственного образования, для своего народа. Когда Э. н. адекватно отражает национальные интересы и устремления, ее роль безусловно позитивна. Но когда она ограничивается удовлетворением лишь собственных групповых интересов, то ее деятельность приходит в противоречие с интересами большинства народа. В этом случае игнорируются не только интересы собственного народа, но и интересы и потребности других национальностей, национальных меньшинств. В конце 80-х гг. в союзных и автономных республиках Союза ССР стала активно проявлять себя Э. н. Она сплачивалась и выступала под флагом суверенизации, используя при этом как реальные национальные проблемы, так и надуманные. Спекулируя на национальных моментах, разыграв «национальную карту», Э. н. возбуждала национальные чувства и эмоции, разжигала центробежные настроения. В 90-е гг. это привело к провозглашению суверенитетов в союзных и автономных республиках СССР.
После распада СССР Э. н. стала полновластной силой в суверенных государствах. Она присваивала себе собственность, стала вытеснять из элитных сфер представителей других национальностей. По мере укрепления своей власти Э. н. стала еще больше дискриминировать национальные меньшинства, вследствие чего русские и русскоязычное население вынуждены покидать государства ближнего зарубежья. Ориентация Э. н. этих стран на США и другие западные страны фактически не отвечает национальным интересам народов, поскольку в течение длительного времени складывались всесторонние тесные связи с Россией. Результатом такой политики является ухудшение жизненного уровня большинства населения государств — бывших частей СССР. Таким образом, выход из состава Союза ССР, суверенизацию республик Э. н. использовала в своих узкогрупповых интересах, а народы только потеряли многое. Как показывает практика последних лет, в республиках Российской Федерации формирование высших органов власти, а также администраций городов и регионов происходит преимущественно из числа кадров титульных национальностей.
Это привело к существенной диспропорции между национальным составом правящей элиты и национальным составом населения республик. Тенденция такова, что в ближайшие годы руководящие должности в этих республиках будут полностью занимать лица титульных национальностей. Такая ситуация, когда монопольное положение в полиэтнических республиках занимают Э. н. титульного народа, фактически означает ущемление прав и интересов нетитульных народов, ведет к межнациональной напряженности. В результате такого положения представители нетитульных наций вынуждены покидать республики своего проживания, поскольку оказываются в положении людей второго сорта. Ни они, ни их дети не имеют равных условий и возможностей для своего развития в сравнении с представителями титульных национальностей. Все это подводит к выводу о том, что в полиэтнических республиках РФ Э. н. должна в своей деятельности учитывать интересы нетитульного населения. В органах власти и управления должны быть представлены граждане всех национальностей, проживающих в республике, с соблюдением принципа пропорциональности, Только при этом условии можно говорить о демократической национальной политике в реальности.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.