ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Элитарная культура
культурные образцы, отличающие элиту общества.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Культура элитарная
форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества.

Источник: Краткий словарь по социологии

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
вид культуры социальной, характеризующийся созданием исключительных, уникальных ценностей, образцов, норм и эталонов, ориентированных на «элиту общества». К.э. противопоставляется культуре массовой.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
англ. culture, elitarian; нем. Kultur, elitare. Вид культуры, характеризующийся производством культ, ценностей, образцов, к-рые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Элитарная культура
вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Культура элитарная
(от франц. йlite – лучшее, отборное, избранное: от лат. eligo – выбирать). Культура елітарна. Еlitarian culture. 1. Культура высших слоев общества, претендующих на обладание высокой культурой. 2. Разновидность культуры, основанной на целенаправленном производстве культурных ценностей, предназначенных для потребления в высших сферах общества. 3. Система образцов, интерпретируемых как своеобразные ценности, доступные для восприятия и понимания только узкому кругу лиц, называемому элитой. 4. Культура, производимая профессионалами для потребления высшими слоями общества или социальной элитой. Владение культурой в элитарной среде имеет две формы: а) непосредственное владение, которое, в свою очередь, тоже распадается на два вида, а именно, владение в смысле собственности (скажем, картины, частные коллекции и прочее) и в смысле доступности к системе образования, инфраструктуре и ценностям культуры; б) процесс превращения достижений культуры в систему индивидуальных способностей, т. е. овладение ими. Различие между двумя видами владения говорит о том, что возможна ситуация, когда непосредственное владение культурными ценностями совсем не гарантирует возможность превращения снятого в них опыта в систему индивидуальных способностей. Поэтому, скажем, можно отметить достаточно высокую степень “поражения” социальной элиты масскультурой: ею масскультурным сленгом, манерами поведения, принятием системы “ценностей” масскультуры и т. д. См. также Культура аристократическая, Культура высокая и Культура массовая.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
специфическая сфера культуротворчества, связанная с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Понятие "Э.К." возникает в западной культурологии для обозначения культурных пластов, диаметрально противоположных по своему содержанию "профанной" массовой культуре. В отличие от присущих любым типам культуры сообществ носителей сакрального или эзотерического знания Э.К. представляет собой сферу промышленного производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и маргинальной культуры. В то же время для Э.К. характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, т.е. определенным уровнем образованности. Образцы Э.К. предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. Фактически Э.К. ставит адресата элитарного текста в положение соавтора, воссоздающего в своем сознании набор его значений. В отличие от продуктов массовой культуры элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Э.К. задает ведущие ориентиры актуального типа культуры, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного. Любая культурная инновация становится культурным событием лишь в результате своего концептуального оформления на уровне Э.К., включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. Таким образом, "элитарный" статус конкретных форм культуротворчества определяется не столько их закрытостью (характерной и для маргинальной культуры) и сложной организацией культурного продукта (присущей и массовой продукции высокого класса), сколько способностью существенно воздействовать на жизнь социума, моделируя возможные пути его динамики и создавая адекватные общественным потребностям сценарии социального действия, мировоззренческие ориентиры, художественные стили и формы духовного опыта. Только в этом случае можно говорить о культурной элите как привилегированном меньшинстве, выражающем в своем творчестве "дух времени".
Вопреки романтической трактовке Э.К. как самодостаточной "игры в бисер" (Гессе) вдали от прагматизма и пошлости "профанной" культуры большинства, реальный статус Э.К. чаще всего связан с различными формами "игры с властью", сервильного и/или нонконформистского диалога с актуальной политической элитой, а также способностью работать с "низовым", "мусорным" культурным пространством. Только в этом случае Э.К. сохраняет способность влиять на реальное положение дел в обществе.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ
Субкультура, рассчитанная на избранных. Обобщенная характеристика сравнительно редко встречающегося типа культуры, превращенной в форму производства культурных ценностей, рассчитанных и доступных в силу своей исключительности в основном лишь узкому кругу людей (элите). Высокая степень закрытости К. э. обеспечивается благодаря использованию высокоинтеллектуальных технологий ее производства и потребления. Многозначность содержания продуктов К. э. ставит потребителя перед необходимостью приложить интеллектуальные усилия для поиска их скрытого значения. Важной особенностью К. э. является ее способность формировать мировоззренческие ориентиры, глобальные цели и фундаментальные ценности для всего общества. Апеллируя к привилегированному меньшинству общества, К. э. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре, во всех ее исторических и типологических разновидностях (фольклору, народной культуре, культуре того или иного сословия или класса). Понятие “К. э.” возникло в ХХ в. в связи с широким распространением ее антипода — культуры массовой. К. э. находится в постоянном соприкосновении с массовой культурой, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов (в форме пародирования, полемики, отторжения).
В этом отношении К. э. вторична, производна по отношению к культуре большинства. Носителем К. э. выступает сформировавшаяся в сфере культуры группа избранных, исповедующая определенные идейные принципы, духовные ценности и социокультурные нормы.
В основе выделения К. э. лежит ее производство представителями социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, его культурном развитии. Смыслом К. э. традиционно является поиск правды, красоты, забота о духовном развитии человека, преодоление его невежества, воспитание лучших нравственных качеств личности.
В настоящее время К. э. выступает в формах художественного модернизма, новаторства в искусстве, углубляет идеи классического художественного наследия. Ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Она функционирует в среде не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. К. э. характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира. Теоретической основой становления и распространения К. э. стала теория и практика так называемых модернизационных элит — движущей силы социальных процессов модернизации, перехода от традиционного общественного уклада к современному. Колыбелью модернизации, как и ее художественного стиля — модернизма, стала европейская цивилизация. Здесь у К. э. были собственные традиции, исходившие из теории и практики классицизма, строго разграничивавшие “высокие” и “низкие” жанры, “высокий” и “низкий” стиль. Появление постмодернизма в последней трети ХХ в. разрушило иерархические представления о культуре и, соответственно, поколебало всевластие К. э. Из зачинательницы моды она превратилась лишь в один из элементов плюралистического видения картины мира, в одну из субкультур (субкультуру высшего слоя творческой интеллигенции) наряду с другими (этническими, демографическими, региональными и др.).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Фэнтези: между массовой и элитарной культурой

Романова Юлия Владимировна
Рассматривается современный литературный жанр фэнтези, исследуются причины его популярности, определяется место жанра в современной культуре.
Читать PDF

Социально-философские основы элитарной культуры

Эрдэнэев Э. Т.
Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.
Читать PDF

Элитарная личность в историко-культурной ретроспективе

Федотов А. А.
Представленная работа имеет целью дать краткое описание основных теоретических положений философов относительно проблемы элит за период со времен Древнего мира до начала XX в.
Читать PDF

К вопросу элитарности в культурологической рефлексии феномена

Поляков Александр Федорович
В статье рассматривается понятие «элитарность» в контексте государственного устройства и общественного сознания.
Читать PDF

Массовая и элитарная культура как условие устойчивого развития

Плебанек Ольга Васильевна, Рыбакова Ольга Борисовна
Читать PDF

Феномен библиотеки в пространстве элитарной и массовой культуры

Арасланова Светлана Салаватовна
В статье рассматривается феномен библиотеки в пространстве элитарной и массовой культуры. Библиотека является универсальным явлением, необходимым фактором коммуникации между человеческим и опредмеченным миром.
Читать PDF

ФЕНОМЕН "ЛАКШЕРИ", "ЭЛИТАРНОЕ" И "МАССОВОЕ" В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

Заховаева А.Г.
Читать PDF

Концепция элитарной культуры в философии творчества Н. А. Бердяева

Хегай Инна Владимировна
В данной статье представлено исследование философской мысли Н.А. Бердяева относительно проблемы творчества, личности и свободы как категорий, влияющих на формирование элитарной культуры.
Читать PDF

А. Н. Чумаков. Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации

Фетисова Т. А.
Читать PDF

Феномен диалога в массовой и элитарной культурах: «Маскарад» В. Фокина

Ерохина Татьяна Иосифовна
В статье анализируются содержание и уровни диалога как феномена культуры на примере современных отечественных театральных постановок.
Читать PDF

Культура вуза как фактор формирования элитарного самосознания у студентов

Таранцов Владимир Прокофьевич
В статье обоснована актуальность проблемы, сформулирована цель, дан анализ ключевых понятий, раскрыто соотношение понятий «элитарное» и «элитное» образование, показаны направления, формы и методы формирования элитарного самосознан
Читать PDF

Элитарность и массовость как проявление функциональной асимметрии культуры

Тишкина Елена Ивановна
В центре внимания автора специфика функциональной асимметрии культуры, исследуемая на примере бинарных сопряженных дифференциаций элитарности и массовости.
Читать PDF

Физическая культура: массовость или элитарность (социально-философский аспект)

Баранов В.А.
В статье с позиции социально-философского анализа рассматривается природа, миссия, потенциал физической культуры, уточняется ее понятийный аппарат.
Читать PDF

«Стильная» реклама и рекламный китч как оппозиция элитарной и массовой культуры

Карчаа Лиана Ренатовна
В сравнении анализируется понятие элиты как социальной группы в общем понимании термина и в культурологическом.
Читать PDF

А. В. Костина. Традиционная, элитарная, массовая культуры: к проблеме определения понятий

И.Г.