ЭЛИТЫ теории

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Теории элиты
социально-философские теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой общественной структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), представители к-рых осуществляют функции управления, развития науки и культуры – элита. Предшественниками создателей современных Т.э. были Платон, Т.Карлейль, Ф.Ницше. Как определенная система взглядов Т.э. сформулированы в начале ХХ в. В.Парето, Г.Моской, Р.Михельсом, которые исходили из того, что политическая власть - основа социальных отношений и поэтому главное орудие элиты - государство. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от иных слоев общества.
Определение элиты неоднозначно. Ею именуются группы людей: 1) получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето); 2) наиболее активное в политическом отношении, ориентированное на власть организованное меньшинство общества (Г. Моска); 3) пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством (Г.Д.Лассуэлл); 4) обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет); 5) обладающие позициями власти (А.Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т.Дай); 6) «боговдохновленные» личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л.Фройнд); 7) творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (А.Тойнби); 8) сравнительно небольшие группы людей, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества; 9) наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления. До Второй мировой войны Т.э. получили распространение в Германии, Италии, Франции; после них - в США. Основные варианты Т.э.: «макиавелиевский» (Дж.Бернхейм), «ценностный» (Х.Ортега-и-Гассет), структурно-функциональ­ный (С.Келлер). Общие черты Т.э. – отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа социальной жизни. Исходный постулат Т.э. - абсолютизация политических отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.
При таком рассмотрении Т.э. противоречат принципам социального государства. В последние годы сторонники Т.э. пытаются их реконструировать, совмещая с принципами признания демократических институтов и утверждая, что конкуренция в системе открытых элит и есть отличительная черта демократии.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

ЭЛИТЫ теории
(от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) — социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимыми составными частями любой социальной структуры явл. высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития культуры,— Э. и остальная масса людей. Предшественниками совр. Э. т. были Платон, Т. Карлейль, Ницше. Как опред. система взглядов Э. т. были сформулированы в начале 20 в. Парето, Моской, Михельсом. Определение Э. в бурж. социологии неоднозначно; ею именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности (Парето); наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство об-ва (Моска); люди, пользующиеся в об-ве наибольшим престижем, статусом, богатством; люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); люди, обладающие позициями власти (Этциони), формальной властью в организациях и ин-тах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай); «боговдохновленные» личности, обладающие харизмой (Л. Фройнд); творческое меньшинство об-ва в противоположность нетворческому большинству (Тойнби); сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни об-ва (соответственно политическая, экономическая, культурная Э., как считают сторонники теории элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (сторонники технологического детерминизма). До второй мировой войны Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны — в США. Осн. варианты Э. т.: «ценностный» (Ортега), «макиавеллиевский» (Бернхейм), структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты Э. т.— отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством опред. типов Э.); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т. — абсолютизация политических отношений, прежде всего отношений господства и подчинения. Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В конце 30—40-х гг. Шумпетер и Маннгейм (эмигрировавшие из Германии) реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием бурж.-демократических ин-тов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии — конкуренция относительно открытых Э. за позиции власти и «демократический оптимум» отношений Э. и масс. В 50—70-е гг. в США превалирует теория «баланса Э.». С резкой критикой узкого слоя «властвующей Э.» в США в 50-е гг. выступил Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Рисмен, Белл и др. В 70—80-е гг. в бурж. социологии полемизируют теория элитного плюрализма и «неоэлитаризма» (Т. Дай, X. Зиглер). Классовые корни Э. т. лежат в разделении антагонистических об-в на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Опред. этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеческой природы» и технологических требований сложного производства.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ТЕОРИИ ЭЛИТЫ
от франц. elite - лучшее, избранное, отборное) - соц.-филос. теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, - элита и остальная масса людей. Предшественниками современных Т.э. были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как определенная система взглядов Т.э. были сформулированы в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом, к-рые исходили из того, что политич. власть - основа соц. отношений и поэтому главное орудие элиты - roc-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных слоев об-ва. Определение элиты неоднозначно; ею именуются группы людей: 1) получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето); 2) наиболее активные в политич. отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство об-ва (Г. Моска); 3) пользующиеся в об-ве наибольшим престижем, статусом, богатством (Г. Д. Лассуэлл); 4) обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); 5) обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и ин-тах, определяющих соц. жизнь (Т. Дай); 6) "Боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л. Фройнд); 7) творческое меньшинство об-ва в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби); 8) сравнительно небольшие группы лиц, занимающих ведущее положение в политич., экономич., культурной жизни об-ва (соответственно политич., экономич., культурная элиты - как считают теоретики элитного плюрализма); 9) наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократич. управления. До второй мировой войны Т.э. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. Основные варианты Т.з.: "макиавеллиевский" (Дж. Бернхейм), "ценностный" (X. Ортега-и-Гассет), структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты Т.э. - отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность соц. циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа соц. жизни. Исходный постулат Т.э. - абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве основы соц. отношений, из к-рых наиболее значимы отношения господства и подчинения. Первоначально Т.э. были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30- 40-х гг. Й. Шумпетер и К. Маннгейм реконструируют Т.э., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазных демократич. ин-тов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократич. оптимум" отношений элит и масс. С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США в 50-х гг. выступил Р. Ч. Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Д. Рисмен, Д. Белл и др. В 70-80-х гг. в социологии полемизируют теории элитного плюрализма и "неоэлитаризма" (Т. Дай, X. Зиглер). Лит.: Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959; Нарта М. Теория элит и политика. М., 1978; Ашин Г.К. Современные теории элиты. М., 1985; Bottomore T.D. Elites and society. Middlesex. 1966; Field G.L., Higley J. Elitism. L., 1980. Г.К. Ашин.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭЛИТЫ теории
франц. elitе - лучшее, отборное, избранное) - социально-философские, социологические и политологические концепции, утверждающие, что Э. - доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику, - являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования социума любого типа. (Понятие "Э." употреблялось в Западной Европе для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве, начиная с 17 в. Согласно Оксфордскому словарю 1823, термин "Э." применялся в качестве определения в первом приближении социальных категорий высшей знати, "избранных" людей.) Идейными предтечами классических и современных Э.т. были Платон (идея правящего класса, состоящего из философов-профессионалов), Т. Карлейль (противопоставление "героев" и "толпы"), Ницше (ряд возможных интерпретаций идеала "сверхчеловека").
Придание Э. легитимного статуса в категориально-понятийных комплексах социальных и гуманитарных дисциплин, оформление Э.т. как целостных систем представлений традиционно связываются с творчеством В. Парето , итальянского социолога Г. Моски , немецкого политолога Р. Михельса и др. Исходя из представлений о социальной гетерогенности, предопределенной, с его точки зрения, изначальным психологическим неравенством индивидов, Парето утверждал, что в каждой области человеческой деятельности индивиду дается некий (реальный либо предполагаемый) индекс, являющийся оценкой его способностей. Совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, Парето и предлагал назвать "Э.". По мнению Парето, Э. - избранная часть общества, остальная его часть лишь приспосабливается к полученным от нее стимулам. Согласно Парето, история человечества - это история постоянной смены Э.: одни возвышаются, другие приходят в упадок, происходит "классовая циркуляция, или круговорот Э." (или, по Парето, революции). Э. у Парето присущи "продуктивность, высокая степень деятельности", а также умение убеждать, манипулируя эмоциями людей вкупе с готовностью применять силу там и тогда, где и когда это неизбежно. Механизмом обновления правящей Э., по Парето, выступает социальная мобильность - чем больше "открыт" правящий класс, тем более он способен сохранить свое господство. По Г. Моска, во всех обществах и во все времена возникают два класса людей - класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет ведущие политические функции, монополизируя власть и наслаждаясь преимуществами, которые она дает, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется первым, причем традиционно таким образом, который обеспечивает легитимное функционирование политического организма. (Адекватная социальной реальности "политическая формула", по Моска, предполагает веру "некомпетентного большинства" в то, что оно подчиняется не столько реальной силе, сколько абстрактным принципам осуществления власти.) Э., согласно Моска, формируется как политический класс посредством таких социальных процедур, как наследственность, кооптация, выбор/выборы. Оптимальной моделью функционирования политической Э., по мнению Моска, выступает некая "равнодействующая" между ее "закрытой кристаллизацией" и перманентным существенным обновлением. Михельс, анализируя исторические судьбы политических Э. Европы первой трети 20 в., сформулировал тезис о неизбежности исторического краха любой бюрократически организованной партийно-государственной Э. Согласно Михельсу, всякая демократическая структура атрибутивно содержит в себе потенциал олигархии ("железный закон олигархии"): "человек-масса", в отличие от представителей Э., не способен действительно участвовать в социальном управлении. Антидемократические тенденции в эволюции любой общественной системы очевидны и не поддаются системному анализу, ибо их первооснова - в самой человеческой природе и в сущности "организаций вообще" как таковых.
Дальнейшее развитие Э.т. в 20 ст. еще более акцентировало полемический аспект данной проблемы. Э. именовались люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гассет - ); люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством и, очевидно, принадлежащими власти (А. Этциони); люди, располагающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих общественную жизнь (Т. Дай); "боговдохновленные личности" харизматического типа (Л. Фройнд); творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (Тойнби - ) и т.д.
В целом же в 20 в. для исследователей феномена Э. (за исключением Моски и его последователей, отождествляющих Э. с правящим классом) наиболее типично - акцентированное противопоставление дихотомии "Э. - масса" марксистской теории классов и классовой борьбы. Так, по мнению американских политологов К. Прюита и А. Стоуна, "теории элит находятся в конфликте с марксовой теорией классовой борьбы. Если "Коммунистический манифест" провозглашает, что история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов, то кредо элитистов заключается в том, что история до сих пор существующих обществ была историей борьбы элит. Не-элиты - пассивные наблюдатели этой борьбы". В конце 1930 - начале 1940-х эмигрировавшие из Германии в США Дж. Шумпетер и Мангейм реконструируют Э.т., стремясь совместить их постулаты с идеалами и пафосом атлантических демократических институтов и ценностей. В концепции Шумпетера различные Э. выносят на рынок свои политические программы, а массы "покупателей" на выборах принимают или отвергают их. По Мангейму же, отличительная черта демократии - не отсутствие Э., а конкуренция между относительно открытыми Э. за власть в контексте "демократического оптимума" отношений Э. и масс. Начиная с 1940-х авторы идей и приверженцы идеалов "демократического элитизма" (Г. Лассуэлл и его школа) становятся ведущими в США, разрабатывая теорию множества Э., выражающих интересы различных социальных групп, уравновешивающих друг друга и предотвращающих тоталитаризм. В 1970-1990-х в американской социальной и политической науке полемизируют сторонники элитного плюрализма и "неоэлитаристы" (Т. Дай, Х. Зиглер и др.). Последние считают, что небольшая по численности элита осуществляет в США власть де-факто, и эта власть "структурна", в принципе не являясь зависимой от исхода тех или иных выборов.
В СССР официальная идеология полностью отрицала существование Э. в государствах и социумах социалистического типа. В действительности дихотомия "Э. - масса" оказалась приложимой к общественному устройству "реального" социализма в неизмеримо большей степени, чем к моделям западных демократий: в СССР сформировался правящий слой, сосредоточивший в своем ведении неограниченную экономическую и политическую власть и пользовавшийся многочисленными институциональными привилегиями. Так называемая перестройка в СССР была задумана не столько в целях ликвидации власти партократической Э., сколько как ее реформирование и модернизация. Однако национальные и региональные Э. советского государства, призванные противопоставить апатии масс и разрушительному потенциалу неадекватных реформ собственные знания, опыт и конструктивную волю, предпочли этому пути на протяжении 1990-х поиск парциальных, местных разрешений кризисных явлений. Результатом в подавляющем большинстве случаев явилась трансформация единой тоталитарной Э. Советского Союза в совокупность все более обособляющихся друг от друга посттоталитарных Э. в большинстве случаев криминального характера.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия