ЭЛЛЮЛЬ Жак

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭЛЛЮЛЬ Жак
(06.01.1912, Бордо) — франц. социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, з последнее десятилетие проф. ун-та в г. Бордо. В своих работах затрагивает различ. социол. темы — проблемы техники, гос-ва, революции, политической пропаганды, утопии, информационного об- ва. В 60-е гг., анализируя вопросы техники и гос. власти, выступил как социальный критик индустриального об-ва. В книге «Техника» (1962) (в США издана под названием «Технологическое общество») [2] прослеживал связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, совр. знанием. В ряде последующих работ, напр. «Аутопсии революции» [4], ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер обществ, развития, дает развернутое обличение прогресса во всех его наличных формах. Э.— член Национального совета протестантской церкви Франции (хотя религиозная тематика не занимает в его исследованиях сколько-нибудь значит, места).
Э. считают сегодня одним из видных представителей совр. «христианского гуманизма». Он, так же как и сторонники филос. персонализма, провозглашает в кач-ве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. Проделал опред. эволюцию от социального критицизма либерального толка к неоконсерватизму. Раскрыв в ряде работ («Пропаганда», «Политическая иллюзия» [1, 3]) механизм идеологического манипулирования, ввел в теорию пропаганды понятие «социол. пропаганда», под к-рой подразумевается воздействие на сознание людей через образ жизни, через символику и реальный мир социального окружения. Понятие революции, по мн. Э., утратило реальное содержание. Борьба против неравенства, эксплуатации, колониализма, империализма, как полагает Э., в совр. условиях не может стать основой революции. Нужна иная революция, к-рая изменит не социальные, политические и экономические структуры, а судьбы человека. Утверждая, что в совр. об-ве уже невозможны политические революции, Э. провозглашает наступление эпохи бунтов. Детальное изучение массовых движений 60-х гг., предпринятое Э., приводит его к критике утопии как формы массового сознания. В условиях совр. зап. об-ва, по Э., произошел распад системы ценностей, поэтому необходимо объявить «крестовый поход» за возрождение утраченных идеалов, за воскрешение ценностей раннебурж. эпохи. В последних работах Э. вновь возвращается к либеральной позиции [6], обосновывает появление «информационного об-ва», эры компьютеризации.
Историческая роль буржуазии состоит в том, что она ввела в действие механизм индустриализации. Освобождение пролетариата и достижение «подлинного социализма» возможно без революции, ибо капитализм перестал быть главным фактором отчуждения человека. Такими факторами в наст, время явл. централизованное бюрократическое гос-во, превратившееся в автономную и независимую силу, и существующая как средство реализации власти и угнетения техническая система. Но как обуздать технический прогресс? По Э., контроля над техническим прогрессом можно достичь путем автоматизации производственных процессов и развития информационных систем. Именно в информатике заключена возможность выработки цивилизации, альтернативной по отношению к индустриальной.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак
1912-1994) - французский философ и социолог, профессор университета в Бордо. Основные сочинения: "Введение в предмет церковных реформ" (1943); "История организаций" (тт. 1-2, 1955-1956); "Техника" (1962); "Пропаганда" (1965); "Политическая иллюзия" (1965); "Аутопсия революции" (1969); "Этика свободы" (тт. 1-2, 1974); "Апокалипсис" (1975); "Техническая система" (1977); "Марксистско-христианская идеология" (1979); "Изменения революции: неизбранный пролетариат" (1982); "Технологический блеф" (1988) и др.
Основные интересы Э. - в сфере философии техники и философии культуры. Трактует технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации. В условиях этой цивилизации техника, созданная как средство подчинения природной среды человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. В результате происходит фетишизация и демонизация техники, которая превращается в некий абсолют - Технику, Машину, порабощающих человека. В результате все компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность, заполняются механическими процессами. Даже чистый свет искусства пробивается к нам сквозь толщу технических объектов, а его произведения, созданные художником, уподобляющимся роботу, по Э., становятся отражением технической реальности. Иногда искусство выступает как утешение, компенсация невыносимых сторон технической культуры, в других случаях оно слепо вторит той же технике, но всегда оно оказывается придатком к последней и во всех своих школах, во всех своих выражениях выполняет конформизирующую роль. Даже современная политика и власть, по Э., не в силах справиться с техникой и оказываются ею полностью детерминированными. Таким образом, техника превращается в фактор порабощения человека и в производстве, и в культуре, и в политике, и в быту. Отсюда, согласно Э., главная задача - не отвергая техники как таковой, осуществить радикальное отвержение идеологии техники. Это и будет, по Э., подлинная, реалистическая революция, которая, используя автоматизацию и информатизацию, позволит осуществить всестороннее развертывание способностей и диверсификацию знаний, создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества. Эта единственная революция, заключающаяся в захвате не власти, а позитивных потенций техники и культуры, и полной их переориентации в целях освобождения человека от всех форм порабощения, в том числе и технического, должна привести к новому качеству жизни для всех без исключения и уравнения членов общества. Это будет подлинная мутация человека - мутация психологическая, идеологическая, нравственная, сопровождающаяся преобразованием всех целей жизни. И она должна произойти в каждом человеке. Все остальные революции, направленные против эксплуатации, неравенства, империализма, колониализма, по мнению. Э., в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл. В качестве члена Национального совета протестантской церкви Франции Э. провозглашает в качестве ведущей идеи мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив ее в высшую ценность.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия