ЭМПАТИЯ
ЭМПАТИЯ
способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.
ЭМПАТИЯ
сочувствие ближнему, проявляющееся в способности получать удовольствие вместо него.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Эмпатия
идентификация говорящего с участником или объектом сообщаемого события, изложение сообщения с некоторой точки зрения.
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
Эмпатия
(от греч. сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в «чувствование», в переживания другого человека.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
ЭМПАТИЯ
способность личности понимать переживания других людей, важная составная часть коммуникативных способностей людей, основа общения во многих ситуациях социальной работы.
Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.
ЭМПАТИЯ
от англ. empathy - сочувствие, сопереживание) - англ. empathy; нем. Emphathik. Способность индивида эмоционально отзываться на переживания др. людей. Э. - это в основном пассивно-созерцательное отношение к переживаниям другого без активной действенной помощи.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
эмпатия
empathy греч. en- ‘в’ + pathos ‘чувствующий’. - Сопереживание; способность поставить себя на место другого человека, разделить и понять его переживания; способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека как в процессе прямого и опосредованного общения, так и на расстоянии, без какого-либо контакта с этим человеком. Проявляется в трех основных формах: 1) когнитивной — способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет и разъединяет людей; 2) экспрессивной — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений; 3) социальной — способность понимать сходство и различие в нормах социального поведения. Ср. эгоцентризм.
ЭМПАТИЯ
empathy) — ощущение способности испытывать за другого его чувства. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более вероятным, чем там, где существует климат эмпатического понимания. Близкие друзья, по определению, имеют эмпатическую связь. Эмпатия — одно из трех условий Роджерса (1951) для успешного отношения консультанта с клиентом (два других — искренняя сердечность и безусловно позитивное внимание). Эмпатия занимает центральное место в личностноцентристском консультировании, ибо позволяет понять проблемы клиентов только через ощущение их феноменологического поля. Эмпатия также иногда считается главной в методике значимых понимания и объяснения, широко используемой в социологии. См. также Эмпатическое понимание; Verstehen (прил.).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Эмпатия
Сочувствие, сопереживание, соучастие, способность испытывать за другого его чувства, как бы войти в его внутренний мир и раствориться в нем. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Если члены семьи не испытывают эмпатии друг к другу, то раздор становится более вероятным, чем там, где существует климат «эмпатического пониманию». Близкие друзья, по определению, имеют эмпатическую связь. Установлено, что эмпатическая способность людей возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Э. - одно из трех условий успешного взаимодействия социального работника с клиентом (два других - искрен няя сердечность и безусловное позитивное внимание). Э. занимает центральное место в консультировании, ориентированном на личность клиента, ибо позволяет понять его проблемы через ощущение его внутреннего состояния. В то же время социальному работнику важно осознавать и не пере ступать определенную грань, т.к. полное вхождение означает «растворение В человеке» - это непрофессиональный подход.
ЭМПАТИЯ
EMPATHY) В социологии понятие эмпатии, означающее способность принимать социальные роли и установки других социальных деятелей, встречается в самых разных контекстах. (1) В социальной психологии Дж.Г. Мида способность эмпатизировать социальным ролям и позициям является основным навыком, приобретаемым в процессе социализации. Для того, чтобы предвидеть реакцию других на наши социальные поступки, важно уметь поставить себя в социальную позицию других деятелей. (2) В социологии развития эмпатия рассматривалась Д. Лернером (Lerner, 1958) как основное психологическое обстоятельство, сопутствующее модернизации, для осуществления которой необходимо, чтобы социальные деятели идентифицировали себя с новыми политическими лидерами и программами, новыми товарами и современными социальными институтами. В открытом демократическом обществе каждый гражданин должен обладать способностью представлять себе альтернативные социальные устройства и различные политические курсы. (3) С методологической точки зрения, способность социолога эмпатизировать исследуемым индивидам часто неправильно смешивается с веберовской идеей «понимающей социологии». Методология М. Вебера связана не столько с сочувственной интерпретацией, сколько с приписыванием смысла человеческим действиям и мотивам посредством определенных теоретических построений. См. также: Деятель/Социальный деятель; Герменевтика; Verstehen.
Источник: Социологический словарь
ЭМПАТИЯ
(от греч. εν — в + греч. πάθος — страсть, страдание) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Э. — качество, без которого невозможно представить работу психолога, консультанта, психотерапевта. Э. — это эмоциональный отзыв, который возникает посредством простых и сложных форм личностного реагирования, т.е. умение радоваться, грустить, страдать, наслаждаться вместе с другим человеком, разделять его чувства. В основании любой из форм Э. лежит децентрация. Разделяя чувства другого, человек сам начинает ощущать их.
Э. — качество, наличие которого является необходимым проявлением в профессиональной области “человек — человек”. Невозможно представить специалиста, работающего с людьми (психолог, педагог, социальный работник и др.), без способности проявлять эмпатию.
Существует и эстетическая Э. Это способность людей через работы художников, скульпторов, писателей прочувствовать их настроение, чувства, разнообразную палитру эмоций. Иными словами, Э. можно обозначить как эмоциональный отзыв, который возникает посредством простых и сложных форм личностного реагирования, т.е. умение радоваться, грустить, сострадать, наслаждаться вместе с другими, разделяя их чувства. Это относится и к сопереживанию спектакля, фильма, сопереживанию к вымышленному персонажу. Э. порождает в человеке желание помочь тому, с кем он разделяет данные чувства. В общении Э. необходима, только с помощью ее мы можем вызвать доверие и расположение других людей к нам, особенно важна эмпатия в начальной стадии знакомства. Чем выше у человека качество Э., тем больше вокруг него людей, эмпатичные люди более успешны и востребованы в социуме.
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. Т. 2: Феноменология социальной патологии. М.: Сварогъ, 1995.
Э. — качество, наличие которого является необходимым проявлением в профессиональной области “человек — человек”. Невозможно представить специалиста, работающего с людьми (психолог, педагог, социальный работник и др.), без способности проявлять эмпатию.
Существует и эстетическая Э. Это способность людей через работы художников, скульпторов, писателей прочувствовать их настроение, чувства, разнообразную палитру эмоций. Иными словами, Э. можно обозначить как эмоциональный отзыв, который возникает посредством простых и сложных форм личностного реагирования, т.е. умение радоваться, грустить, сострадать, наслаждаться вместе с другими, разделяя их чувства. Это относится и к сопереживанию спектакля, фильма, сопереживанию к вымышленному персонажу. Э. порождает в человеке желание помочь тому, с кем он разделяет данные чувства. В общении Э. необходима, только с помощью ее мы можем вызвать доверие и расположение других людей к нам, особенно важна эмпатия в начальной стадии знакомства. Чем выше у человека качество Э., тем больше вокруг него людей, эмпатичные люди более успешны и востребованы в социуме.
Т.А. Митина
Лит.: Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007; Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. Т. 2: Феноменология социальной патологии. М.: Сварогъ, 1995.