ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Найдено 1 определение
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
рационалистское, прагматически ориентированное, антинормативистское, междисциплинарное (комплексное) направление, сформированное в рамках теории организации и управления в США (см.: Естественная модель в теории организации; Нормативистские подходы в теории организации) и ориентированное на улучшение функционирования организации. Оно возникло в середине 60-х гг. XX в. и объединило ряд управленцев-практиков и управленческих консультантов, которые столкнулись с проблемой сложности или невозможности использования многих принципов построения и функционирования организации, претендующих на универсальность в том виде, в котором они были сформулированы представителями различных организационных школ и подходов в теории организации. Особой критике подверглись положения классической школы (см. Классическая школа организации и управления). Изначально целью Э. Ш. было выявление условий и границ применения принципов, выдвинутых различными школами теории организации, в управленческой практике. Возникновение школы часто связывается с выходом в 1964 г. статьи Г. Кунца «К созданию объединенной теории организации». Наиболее яркие ее представители — Э. Дэйл, С. Дэвис, П. Друкер, Г. Кунц, Л. Ньюмен, Р. Фэлк, А. Чендлер мл.
Большое внимание представители Э. Ш. уделяли критике универсализма и нормативизма, анализу условий, при которых положения, выдвинутые той или иной школой, особенно классической, в теории организации (см. Модели организации), оправданы и могут быть реализованы. В этом смысле они предвосхитили ряд положений ситуационной модели организации (см. Ситуационный подход). В работах некоторых представителей Э. Ш. (Э. Дэйл) принципы построения и функционирования организации, сформулированные ведущими теоретиками, прежде всего представителями классической школы, отвергались как ложные. В большинстве работ других представителей этой школы указывалось на то, что их надо применять с учетом реальных условий и конкретной ситуации (см. Управленческая ситуация).
В работах отдельных представителей Э. Ш. можно найти оригинальные теоретические положения. Так, П. Друкер выдвинул положение, согласно которому «оптимизация частных функций управления не ведет к оптимизации режима функционирования предприятия как целого». Известен также его тезис о том, что «управление – это всегда отчасти искусство и не может быть целиком описано в положениях организационной теории». В то же время исследования представителей Э. Ш., как правило, отличаются эклектичностью. Их работы содержат яркую и богатую интерпретацию тех принципов, которые были выдвинуты представителями других школ и направлений теории организации. Например, интересна интерпретация принципа делегирования полномочий как основания для создания «центров прибыли» в условиях динамичного и сегментированного рынка (см.: Принцип максимального делегирования полномочий в организации; Дивизиональная структура организации).
В рамках Э. Ш. разработаны широко применяемые методы анализа организации и техники практического управления (см.: Кейс-стади; Исторический подход к исследованию организаций и др.), а также методологические положения.
Ведущие представители Э. Ш. анализировали только определенный тип административных организаций – коммерческие, финансовые и производственные организации, ориентированные на деятельность в условиях рынка. Они основывались на прагматических инструментальных представлениях об организации, например: организация — это «машина, делающая деньги». Особое внимание уделялось функции маркетинга. Важнейшими задачами менеджера считались решение проблемы выбора цели (П. Друкер) и формирование структуры и проектирования организации (см.: Целеполагание в организации; Структура организации). Ими был предложен распространенный сегодня принцип управления по целям, или между целями (см. Управление по целям (между целями). При этом цель рассматривалась как фактор, предопределяющий логику формирования структуры (искусственно-рационалистический подход). Для реализации этой программы они создали «метод построения дерева целей», на основе которого под цель проектировалась структура организации. Особое место в деятельности организации отводилось руководителю, роль которого заключалась «в наполнении структур организации жизненной активностью» (А. Чендлер мл.), а сам руководитель рассматривался как личность, «создающая деятельность».
Представителями Э. Ш. были созданы специфические направления практической деятельности организации, тесно связанные с рыночно-маркетинговой ориентацией, в частности направление, известное как паблик рилейшнз, ориентированное на формирование у клиентов и социального окружения «позитивного образа организации» и модификацию поведения людей, в первую очередь клиентов и властей, в интересах организации при помощи средств информации. Кроме того, представители Э. Ш. высказывались за междисциплинарный подход в работе с организацией и считали, что улучшение ее функционирования – это основная задача руководителя.
Критика представителями Э. Ш. универсализма и нормативизма в ряде организационных концепций способствовала развитию организационной теории (в том числе социологии организаций), а наработанный ею арсенал средств – развитию управленческого консультирования.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
11.50 мб

Здоровьесбережение в школах Монголии: опыт эмпирического исследования

Беринская Инна Владимировна, Цэрэндорж Жаргалтогтох
В данной статье раскрывается значимость формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.