ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
уровень фундаментального социологического исследования религии, на котором подтверждаются, уточняются или опровергаются существующие положения и выводы теоретической социологии религии, открываются новые явления и тенденции в религиозной жизни общества. Основой Э. с. р. является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации о социальных аспектах религии. Эмпирическое социологическое изучение религии опирается на статистический анализ и конкретные методы (анкетирование, интервью, опрос, контент-анализ документов, наблюдение и др.). Ведущую роль в Э. с. р. играют так называемые «академические» исследования. Они направлены на выявление основных процессов в социальной эволюции религии, открытие закономерностей возникновения и развития тех или иных объединений религиозных, объяснение их структуры и функционирования в обществе, выяснение факторов поведения верующих в их общественных отношениях. В совокупности эти исследования позволяют создавать относительно устойчивую целостную систему научного знания о наблюдаемой религиозной ситуации при определенном состоянии общества. В русле общей «академической» направленности могут также формироваться и концептуальные модели отдельных процессов или групп изучаемых явлений. Это эмпирически обоснованные так называемые «исследовательские теории» (теории секуляризации, теории конверсии религиозной, социологические трактовки новых религиозных движений и пр.) Эмпирический характер присущ также и прикладной социологии религии. Однако ее принято рассматривать отдельно от фундаментальной социологии религии, к которой принадлежит Э. с. р. Прикладные исследования всегда носят оперативный характер, они кратковременны, локализованы отдельными объектами (приход, меньшинство религиозное, группа служителей культа религиозного и т. п.), предназначены для диагностики конкретной ситуации и подготовки практических рекомендаций по ее изменению. Э. с. р. имеет предысторию еще в исследованиях вопросов религии средствами социальной статистики во второй половине XIX в. Однако начало ее самостоятельного существования относится к 1920-1930-м годам, когда уже сформировались основополагающие теоретические модели социологии религии. Отставание эмпирического уровня объясняется его непосредственной связью с установлением институционального статуса социологии религии, который не мог возникнуть раньше появления социологических теорий религии. Стимулом к развитию Э. с. р. стали кризисные явления в религиозной жизни развитых обществ Европы и Америки - снижение авторитета многих организаций религиозных, нараставшая секуляризация. Для понимания происходивших процессов требовалось точное знание их причин и содержания. Наиболее активно Э. с. р. разрабатывалась в рамках религиозной социологии, имея ведущим назначением оптимизацию действия традиционных институтов религиозных. Влияние на предметную область и задачи Э. с. р. оказывали ее взаимосвязь с социографией религии, социально-антропологическое направление изучения религии, социологический функционализм и феноменологический подход в социологии религии. В нашей стране в советский период Э. с. р. также существовала, хотя и была строго регламентирована господствовавшими политико-идеологическими установками и предназначалась для раскрытия путей «преодоления» религиозности населения. Для современной Э. с. р. за рубежом и в России свойственны отчасти сходные исследовательские проблемы, связанные с глобальным характером религиозных трансформаций, отчасти - проблемы специфические, отражающие особенности существования религии в обществах с разной историей и культурой. Одной из внутренних проблем Э. с. р. остается противоречивое отношение к мировоззренческой нормативности в исследованиях религии. В наибольшей мере склонность к конфессиональным преференциям проявляется у представителей религиозной социологии, хотя и светские социологи нередко оказываются на идеологически-оценочных позициях. Тем не менее преобладающей в Э. с. р. остается ориентация на непредвзятость и объективность в исследовательском процессе. Еще одной важной внутренней проблемой Э. с. р. является расхождение ее ориентации на текущее состояние религиозной жизни общества с длительной исторической обусловленностью большинства современных религиозных систем (наличием консервативных, а то и архаических элементов, не связанных с синхронной реальностью). В своем развитии Э. с. р. периодически испытывает влияние социологического эмпиризма, увлечение количественными методами, техническими приемами и статистико-математическими способами обработки данных. Это происходит, когда обнаруживается недостаточная объясняющая способность применяемых обобщений. Такое положение побуждает к более тесной интеграции Э. с. р. с теоретической социологией религии, к выработке признанных в исследовательской среде стандартов оценки и критериев сопоставимости получаемых результатов.
Источник: Социология религии. Словарь.