ЭМПИРИЗМ
Эмпиризм
направление в учении и практике познания, подчеркивающее роль созерцания, чувственного опыта и противопоставляющаяся теоретической форме и звену в структуре научного познания.
Источник: Методологический словарь для управленцев
ЭМПИРИЗМ
от греч. empeiria - опыт) - англ. empirism; empiricism; нем. Empirismus. Направление в теории познания, к-рое важнейшим источником и критерием познания считает чувственный опыт, а формы мышления рассматривает как исключительно субъективный способ систематизации представлений.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Эмпиризм
empiricism), филос. направление, признающее чувственный опыт единств, источником достоверного знания; противостоит рационализму и ограничивает априорное знание (априори). Эмпирические взгляды встречаются уже в ср.-век. философии и даже раньше, но осн. развитие Э. получил в 17 в. благодаря рев-ции в физике, когда опыт был противопоставлен непродуктивной в науч. смысле метафиз. спекуляции. Требование к философии откликаться на нужды науки — постоянный мотив всей традиции Э. от Локка и Юма до Рассела и логических позитивистов (логический позитивизм), актуально оно и в прагматизме (верификационизм). Энгельс (Engels), см. Марксизм.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЭМПИРИЗМ
EMPIRICISM) Доктрина, основанная на предположении о том, что единственным источником знания является опыт. В позитивном смысле это понятие используется в социологии для описания такого стиля социологической работы, при котором исследователь старается избегать непроверенных теоретических положений и всегда стремится к получению количественных эмпирических данных. В негативном смысле понятие эмпиризма означает тенденцию недооценивать, с одной стороны, важность теории, а с другой — практические и теоретические трудности сбора надежных данных. См. также: Интервью; Официальная статистика; Позитивизм; Теоретически нагруженный результат; Установка.
Источник: Социологический словарь
ЭМПИРИЗМ
от греч. empeiria - опыт) - познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об об-ве, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению соц. процессами. При этом научн. функции социологии сводятся к обоснованию практич. поведения, а функции добывания знаний об об-ве низводятся до технич. операций с верифицируемыми данными, собранными разными социоло-гич. методами. Тем самым теоретич. знание выводится за пределы социологии. В истории социологии Э. получил развитие как сознательный уход от стилей "соц. философии" и "критич. журнализма". Однако абсолютизация Э. на практике приводит социологию не столько к бескорыстному служению об-ву и построению точной науки об об-ве, сколько к замыканию на узких, внутрипрофессиональных заботах о совершенствовании технико-методич. обеспечения сбора и обработки соц. информации. М.С. Ковалева.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Эмпиризм
(от греч. empeiria – опыт). Емпіризм. Empiricism. Методологическая позиция, согласно которой единственным источником знания является опыт. В социологии эмпиризм проявляется в абсолютизировании значения количественных методов сбора первичной социальной информации и абсолютизировании самих данных и соответствующей недооценке значения теоретического уровня познания. В социологии культуры кроме указанных моментов эмпиризм проявляется еще и в том, что иногда совокупность определенных явлений (концертов, выставок и т. д.), которые традиционно классифицируют как явления культуры, дает основания для суждений о благополучном или неблагополучном состоянии социальнокультурной сферы вообще. В данном случае, как и в принципе, факты (а шире, примеры), не включенные в определенную теоретическую систему, не являются средством доказательства истинности или ложности научных суждений. Факты (примеры) показательны только в системе фактов, а такая система всегда строится только на основании определенной теории.
ЭМПИРИЗМ
empiricism) — 1. Доктрина, согласно которой все знание происходит от опыта как априорной противоположности категорий (эпистемологическая позиция Юма, Локка, логических позитивистов и т.д.). Ср. Идеализм; Эпистемология; Позитивизм. 2. (Уничижительное) использование эмпирических методов в ущерб более адекватному теоретическому подходу (см. также Абстрактный эмпиризм). 3. (Особенно в марксизме и недавней философии науки) отказ признавать, что природа понятий, а следовательно, и "фактов" обременена теорией и социально сконструирована, равно как и реконструирована (см. также Относительность теории). "Проблемы эмпиризма" в философии и научном методе давно были признаны как "проблема индукции": временный статус любого универсального обобщения основан только на конечной последовательности эмпирических наблюдений (см. Индукция и индуктивная логика). Другой аспект философского эмпиризма (при отсутствии какого-либо ясного решения проблемы индукции) состоит в том, что он может вести к скептицизму или релятивизму. Например, в форме формулировки доктрины, согласно которой мы можем обладать знанием только относительно наших собственных ощущений, без необходимости отношения к действительности вне их, эмпиризм примыкает к идеализму и может вылиться или в скептицизм, или в релятивизм. Столкнувшись с такими трудностями, многие философы и социологи подчеркнули важность понятий, гипотез и теорий в науке и социологии, объявив методологию скорее реалистичной, чем эмпирической (см. Реализм). Однако остаются проблемы в прямом утверждении какой-либо всеобщей философской или методологической позиции (см. Методология; Наука). Важность эмпирических методов и эмпирического знания широко признана в социологии, но это не подразумевает "эмпиризм" в определенных смыслах. См. также Эмпирическая социология.
Источник: Большой толковый социологический словарь