Энгельс, Фридрих

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ
(1820–1895) Социальный мыслитель и общественный деятель, сподвижник К. Маркса, один из создателей марксизма как интеллектуального течения и как массового организованного движения на базе идеологии научного социализма.
В молодости находился под влиянием идей Г. Гегеля, Г. Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Уже в начале 1840-х гг. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества не устранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Для социологии особое значение имеют следующие труды Э.: “Положение рабочего класса в Англии” (1845), “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884), “Крестьянская война во Франции и Германии” (1850). “Положение рабочего класса в Англии” — одна из первых успешных попыток Э. проанализировать условия жизни конкретного класса в определенном обществе на основе достоверных и репрезентативных эмпирических данных. На этой базе в работе сделан вывод о том, что промышленное развитие является двигателем коренных социально-исторических изменений в обществе.
В работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” особое место занимает анализ истории человечества. Идеи этого исследования стали отправными пунктами дискуссий о перспективах индустриализма, революций и социализма в странах “третьего мира”.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих
1820-1895) - философ, соц. мыслитель, давший переходную теорию от соц. философии к социологич. мышлению. В книге "Положение рабочего класса в Англии" пришел к выводу, что индустриальное развитие является двигателем соц.-историч. изменений. Эта книга - одна из первых попыток конкретного социологич. исследования, объединившего богатые эмпирич. данные с масштабными теоретич. выводами. Вместе с К. Марксом считается одним из основоположников системного подхода к исследуемой соц. действительности, разрабатывал концепцию соц. природы человека и человеческого действия, разделения труда, теории отчуждения, соц.-классовой сущности идеологии. После смерти Маркса критиковал одностороннее, экономически детерминистское толкование его учения марксистами. Стремился осмыслить достижения современного ему естествознания с т. зр. историч. материализма. Его работа "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва" - значительный вклад в развитие материалистически трактуемой антропологии. Он настойчиво пытался в своих и совместных с Марксом работах связать проблемы современного ему об-ва с конкретной практикой классовой борьбы пролетариата, развивал марксистскую социалистич. концепцию. Г.В. Осипов. Соч.: Положение рабочего класса в Англии// Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 2; Происхождение семьи, частной собственности и государства. Там же. Т. 21; Крестьянская война в Германии. Там же. Т. 7; К жилищному вопросу. Там же. Т. 18.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ
Engels, Friedrich) (1820-1895) - немецкий социалист. Родившийся в семье, занимавшейся текстильным производством в Германии, он в студенческие годы испытал влияние Гегеля и стал социалистом. Приехав в Манчестер по делам семейного бизнеса, он в 1845 г. издал книгу "Положение рабочего класса в Англии", — одно из наиболее важных современных исследований возникновения рабочего класса в процессе индустриализации, который он рассматривал как революционный носитель социализма. В том же году он начал долголетнее сотрудничество с Марксом и вместе с ним опубликовал работы "Святое семейство", "Немецкая идеология" и "Коммунистический манифест" (1848). Эти труды сформировали основу для активизации Марксом и Энгельсом политической работы по формированию Первого Интернационала, причем Энгельс играл основную организационную роль. В следующие два десятилетия он обеспечивал финансовую поддержку Маркса и его семьи, в то время работавшего над политической экономией капитализма, и был доверенным лицом Маркса и распространителем его исследований. Энгельс разработал понятие диалектического материализма, первым употребил выражение "материалистическое понимание истории" и часто считается пропагандистом детерминистского толкования трудов Маркса. После смерти друга Энгельс редактировал второй и третьи тома "Das Kapital" и работал над четвертым до своей смерти, сыграв также активную роль в учреждении Второго Интернационала. В последние годы жизни наибольшее влияние на социологию и антропологию оказала его работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства", впервые изданная в 1884 г. (см. Матриархат) и одна из немногих в XIX в. в области истории, включившая положение женщин и попытавшаяся понять основу полового неравенства. Это показали многие последующие попытки определить роль женщин в истории и основу их подчинения мужчинам в столь многих обществах. Однако признается эмпирическая слабость его утверждения о том, что исторический процесс развивался от "матриархального общества" с главенством женщины в семье к "патриархальному обществу" после появления частной собственности, вызвавшей переход к мужскому контролю над браком и сексуальностью женщин, чтобы гарантировать передачу собственности их наследникам. Недавние работы высказали сомнение относительно предположения Энгельса о биологически обусловленном половом разделении труда. Тем не менее, ценность его работы заключается в вопросах, которые он поставил о связи между социально-экономическими и тендерными отношениями (см. Сайерс и др. (Ред.), 1987).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЭНГЕЛЬС Фридрих
ENGELS, Friedrich) (1820-1895) Промышленник; родился в Германии. Семья Фридриха владела текстильным предприятием в Манчестере, и большую часть своей взрослой жизни он провел, работая в Англии. Энгельс был близким другом и соратником К. Маркса, познакомил его в 1840-е гг. с экономической наукой, позднее оказывал ему финансовую поддержку, а после смерти Маркса в течение целого ряда лет занимался подготовкой к изданию второго и третьего томов «Капитала». В 1844 г. Энгельс опубликовал в газете статью «Наброски к критике политической экономии», в которой он анализировал капитализм как экономическую систему, основанную на частной собственности и классовом конфликте, и критиковал противоречия либеральной экономической науки. Такая точка зрения привела Энгельса к творческому союзу с Марксом, в результате которого появились такие совместные работы, как «Святое семейство» (Marx and Engels, 1845а), «Немецкая идеология» (1845b) и «Манифест Коммунистической партии» (1848). Собственный вклад Энгельса в развитие марксизма разнообразен. (1) После смерти Маркса Энгельс утверждал, что надстроечные элементы, такие, как право и идеология, обладают некоторой независимостью от экономического базиса и иногда могут оказывать на него детерминирующее влияние, при этом он проводил такое различие между экономикой и другими факторами, которое редко встречалось у Маркса. (2) В «Анти-Дюринге» (Engels, 1877-1878) и опубликованной после его смерти «Диалектике природы» (1952) Энгельс заложил основы того, что стало называться диалектическим материализмом. (3) Под влиянием Ч. Дарвина Энгельс полагал, что социальное развитие следует принципам эволюции, и придавал большее, по сравнению с Марксом, значение идее однолинейного развития. (4) Энгельс пытался развивать марксизм на естественнонаучной основе, при этом естественная наука представлялась ему материалистической и следующей законам диалектики. Работы Энгельса охватывали также вопросы истории, антропологии и военного обозрения. Его работа «Положение рабочего класса в Англии» (1845), основанная, главным образом, на данных непосредственного наблюдения в Манчестере и Солфорде, остается классическим описанием жизни рабочего класса в Англии в период индустриализации. Современные историки, впрочем, спорят о том, представляли ли описанные Энгельсом жалкие жизненные условия рабочих улучшение по сравнению с тем, как они жили раньше, или это было, как утверждал Энгельс, ухудшение. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) примечательна осуждением подчиненного положения женщин и соотнесением патриархата с частной собственностью, хотя антропологическое основание этого исследования не вызывает доверия. См. также: Базис и надстройка; Идеология; Матриархат. Лит.: McLellan (1977)

Источник: Социологический словарь

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих
1820-1895) - немецкий философ, социолог, сооснователь (вместе с Марксом - ) идеологии "научного социализма". В молодости находился под влиянием идей Г. Гегеля, Г. Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Основные сочинения: "Положение рабочего класса в Англии" ; "Манифест Коммунистической партии" (совместно с Марксом, 1848); "Революция в науке господина Евгения Дюринга" (или "Анти-Дюринг") (1878); "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884); "Диалектика природы" (1872-1882, опубликована в 1925) и др.
Уже в начале 1840-х Э. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества неустранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. В сочинении "Положение рабочего класса в Англии" Э. акцентировал эти идеи и проанализировал колоссальный статистический материал, могущий представлять интерес для социолога и в конце 20 ст. Встреча с Марксом, состоявшаяся в Париже в 1844, положила начало творческому содружеству, продолжавшемуся вплоть до смерти Маркса. Самостоятельное творчество Э. было связано с полемическими ( "Анти-Дюринг"), прогностическими (комментарии к войне Севера и Юга в Америке и к Франко-прусской войне 1870-1871) и историческими ("Происхождение семьи...") аппликациями метода и пафоса марксовой доктрины к событиям реальной истории (наличным и ожидаемым), а также к новейшим достижениям научного знания (например, Морган и его "Древнее общество").
Стремление Э. разработать новую и оригинальную философскую концепцию - "диалектический материализм" - и обозначить его место в историко-философском процессе ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", 1886; "Диалектика природы") нельзя считать удавшейся хотя бы вследствие ее очевидной фрагментарности. В то же время эта идея трансформировалась в 20 ст. в основную интенцию официальных философских школ ряда тоталитарных государств коммунистического типа: поиск все новых и новых свидетельств наличия материальных коррелятов материалистической диалектике Маркса - Э. стал там безраздельно господствующим. Особый интерес у историков марксистской философии неизбежно вызывали так называемые "Письма об историческом материализме" Э. (совокупность нескольких посланий эпистолярного жанра, посвященных полемике с теми критиками Маркса, которые упрекали его в вульгарном "экономическом детерминизме"). Э. попытался смягчить остроту критических замечаний, уделив особое внимание акцентировке того, что экономическая основа общества лишь "в конечном счете" обусловливает явления духовной жизни. Одновременно Э., по сути, признал статистический, вероятностный характер общественных закономерностей (ортодоксы марксизма ленинско-сталинского призыва стремились явно либо неявно обосновать динамический характер подобных социальных связей). По Э., любое историческое событие являет собой результат ("равнодействующую") столкновения значительной совокупности разновекторных людских хотений и воль, а еще точнее то, согласно Э., "чего никто не хотел". Внешне нередко эффектные и эффективные полемики Э. с идейными противниками (Дюринг - ), его искренняя вера в возможность легитимации марксовой социально-философской парадигмы (в полном ее объеме) в среде интеллектуалов Западной Европы могут быть объяснены тем, что лишь к окончанию 19 ст. социально-гуманитарная мысль континента сумела выработать адекватный концептуальный, идеологический и политический инструментарий для борьбы с одним из "мифов 19-20 столетия" - "научным социализмом" Маркса - Э. Усилиями Бернштейна , Каутского , Лебона и мн. др. был сформулирован симметричный социал-демократический ответ дискурсу учения Маркса и Э. Индустриальные общества развитого типа амортизировали высочайший деструктивный потенциал теории Маркса и концептуальных публицистических упражнений Э. Общества, исторически более близкие "азиатскому способу производства", оказались несравненно уязвимее для этих идей.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Энгельс, Фридрих

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. l7. 1820 -5.8.1895), один из основоположников марксизма, вождь и учитель междунар. пролетариата, соратник и друг К. Маркса.


Опираясь на материалистич. понимание истории, Э. совместно с Марксом заложил подлинно науч. основу изучения народонас. Э. последовательно доказывал, что в конечном счете закономерности развития народонас. определяются социально экон. законами. В работе ´Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам´ Э. дал широкую картину условии труда и жизни рабочего класса (условия труда в разл. отраслях пром-сти, уровень доходов, жилища рабочих, обеспеченность одеждой, продуктами питания), рассмотрел проблемы безработицы, иммиграции, роста крупных городов; проанализировал осн. качеств. характеристики рабочего нас. (здоровье, смертность, особенно детскую, уровень образования, интеллектуальное и моральное состояние, изменение возрастно половой структуры занятых за счет роста занятости женщин и детей в произ-ве, взаимоотношения в рабочих семьях) в зависимости от движения капиталистич. произ-ва. Э. показал, что капиталистич. производств. отношения, с одной стороны, способствуют, а с другой - тормозят развитие рабочего нас., важным фактором того развития является классовая борьба пролетариата. Э. подверг резкой критике внеисторич., абстрактную концепцию Т. Мальтуса.

В своем произведении ´Происхождение семьи, частной собственности и госyдарства´ Э., наряду с др. вопросами, исследовал смену форм брака и семьи. Обобщив данные книги Л. Г. Моргана ´Древнее общество´ (1877), замечания Маркса в конспекте этой книги, работы др. ученых, Э. с материалистич. позиций раскрыл эволюцию семьи в зависимости от изменения социально-экон. отношений, в т. ч. разделения труда и роста прибавочного продукта. Нек-рые детали нарисованной Э. картины устарели в свете последующих открытий. Однако осн. его положения о социальной структуре и эволюции первобытного строя - о дородовой и родовой стадии его развития, о первобытно-коммунистич. домашнем х-ве как его экон. основе, о развитии семьи от группового брака к парной семье и моногамии, о переходе от матриархата к патриархату и др. - подтверждены развитием науки. Э. доказал, что способ произ-ва в конечном счете обусловливает изменения всех отношении воспроиз-ва нас.

Углубляя диалектико материалистич. обоснование выдвинутой еще в ´Немецкой идеологии´ концепции двух видов произ-ва, Э. пишет ´Сотласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудии; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей´ (Маркс К. и Энгельс Ф, Соч., 2 изд., т. 21, с. 25- 26).

В ´Диалектике природы´, содержащей наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания природы и важнейших вопросов теоретич. естествознания, даны основы подлинно науч. разрешения проблемы соотношения социального и биологического в развитии народонас. оба момента неразрывно связаны между собой, в то же время социальное включает в себя биологическое в ´снятом´, преобразованном виде. Э. показал принципиальное отличие т. н. естеств. воспроиз-ва нас. от размножения в животном и растительном мире. Отмечая, что животные в лучшем случае собирают, а люди в отличие от них производят, Э. подчеркивал, что ´это делает невозможным всякое перенесение, без соответствующих оговорок, законов жизни животных обществ на человеческое общество´ (там же, т. 20, с. 622). В 1876 в статье ´Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека´ (часть ´Диалектики природы´) Э. изложил трудовую теорию антропогенна.

В отличие от бурж. ученых, сводивших происхождение человека к биологич. процессам (Г. Спенсер, К. Фохт) или к влиянию географич. среды (Г. Бокль, Э. Реклю), Э. вскрыл решающую роль возникновения и совершенствования целесообразной трудовой деятельности. Опираясь на достижения антропологов, биологов, историков, этнографов, Э. впервые разработал науч. теорию происхождения человека.

Обращая внимание на определяющее значение экон. факторов в воспроиз-ве нас, Э. в то же время предостерегал от недооценки роли др. факторов. В каждом отд. случае Э. всесторонне рассматривал взаимосвязь биологич., надстроечных, культурно-бытовых и др. факторов, определяющих изменения в воспроиз-ве нас. Э. указывал, что ´...согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу´ (там же, т. 37, с. 394). Подчиняясь развитию экон. отношений, обществ. процессы в то же время имеют относительную самостоятельность, внутреннюю логику развития.

Э. исследовал социальную структуру рабовладельч. и феод. общества, анализировал развитие обществ. разделения труда (ремесло, торговлю, расцвет городов, технич. прогресс), первым дал марксистское освещение процесса складывания наций. Крупная заслуга Э. - в изучении пром. революции 18 - сер. 19 вв. и ее социальных последствий. Э исследовал историч. проблемы нас. отд. стран (Германии, Франции, Англии, особенно Ирландии - в цикле работ, в к-рых Э. рассматривал статистич. данные о динамике нас. Ирландии, здоровье, уровне обеспечения его продовольствием и др )

Идеи Маркса и Э., нашедшие дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, служат методологич. основой науч. не следования и практич. разрешения проблем народонас

Положение рабочего класса в Англии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, Немецкая идеология, там же, т. 3 (совм. с К. Марксом), Франкский период, там же, т. 19, К. истории древних германцев, там же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, Диалектика природы, там же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 1 О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же.

Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Полн. собр. соч, 5 изд, т. 2 Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М. 1956 Фридрих Энгельс, Биография, 2 изд., М., 1977, Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с франц, 2 изд., М. 1976, Малый И. Г., Вопросы статистики в трудах Фридриха Энгельса, М. 1473, Система знаний о народонаселении, М. 1976, разд 1, Основы теории народонаселения, 2 изд, М. 1977, гл. 1

Н. В. Зверева

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.11 мб

Антрополого-правовой обзор работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и го

Эрдынеев Алдар Эдуардович
В статье проводится реферативный обзор основных положений работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в связи с современными научными взглядами на универсальные нормативные регуляторы повед

Похожие термины:

  • ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820–1895)

    Социальный мыслитель и общественный деятель, сподвижник К. Маркса, один из создателей марксизма как интеллектуального течения и как массового организованного движения на базе идеологии научного