Энгельс, Фридрих

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ
(1820–1895) Социальный мыслитель и общественный деятель, сподвижник К. Маркса, один из создателей марксизма как интеллектуального течения и как массового организованного движения на базе идеологии научного социализма.
В молодости находился под влиянием идей Г. Гегеля, Г. Гейне и немецкого социалиста М. Хесса. Уже в начале 1840-х гг. пришел к выводу, что социальные конфликты индустриального общества не устранимы без ликвидации института частной собственности посредством классовой борьбы, кульминацией и результатом которой должно явиться коммунистическое общество. Для социологии особое значение имеют следующие труды Э.: “Положение рабочего класса в Англии” (1845), “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884), “Крестьянская война во Франции и Германии” (1850). “Положение рабочего класса в Англии” — одна из первых успешных попыток Э. проанализировать условия жизни конкретного класса в определенном обществе на основе достоверных и репрезентативных эмпирических данных. На этой базе в работе сделан вывод о том, что промышленное развитие является двигателем коренных социально-исторических изменений в обществе.
В работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” особое место занимает анализ истории человечества. Идеи этого исследования стали отправными пунктами дискуссий о перспективах индустриализма, революций и социализма в странах “третьего мира”.

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ
Engels, Friedrich) (1820-1895) - немецкий социалист. Родившийся в семье, занимавшейся текстильным производством в Германии, он в студенческие годы испытал влияние Гегеля и стал социалистом. Приехав в Манчестер по делам семейного бизнеса, он в 1845 г. издал книгу "Положение рабочего класса в Англии", — одно из наиболее важных современных исследований возникновения рабочего класса в процессе индустриализации, который он рассматривал как революционный носитель социализма. В том же году он начал долголетнее сотрудничество с Марксом и вместе с ним опубликовал работы "Святое семейство", "Немецкая идеология" и "Коммунистический манифест" (1848). Эти труды сформировали основу для активизации Марксом и Энгельсом политической работы по формированию Первого Интернационала, причем Энгельс играл основную организационную роль. В следующие два десятилетия он обеспечивал финансовую поддержку Маркса и его семьи, в то время работавшего над политической экономией капитализма, и был доверенным лицом Маркса и распространителем его исследований. Энгельс разработал понятие диалектического материализма, первым употребил выражение "материалистическое понимание истории" и часто считается пропагандистом детерминистского толкования трудов Маркса. После смерти друга Энгельс редактировал второй и третьи тома "Das Kapital" и работал над четвертым до своей смерти, сыграв также активную роль в учреждении Второго Интернационала. В последние годы жизни наибольшее влияние на социологию и антропологию оказала его работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства", впервые изданная в 1884 г. (см. Матриархат) и одна из немногих в XIX в. в области истории, включившая положение женщин и попытавшаяся понять основу полового неравенства. Это показали многие последующие попытки определить роль женщин в истории и основу их подчинения мужчинам в столь многих обществах. Однако признается эмпирическая слабость его утверждения о том, что исторический процесс развивался от "матриархального общества" с главенством женщины в семье к "патриархальному обществу" после появления частной собственности, вызвавшей переход к мужскому контролю над браком и сексуальностью женщин, чтобы гарантировать передачу собственности их наследникам. Недавние работы высказали сомнение относительно предположения Энгельса о биологически обусловленном половом разделении труда. Тем не менее, ценность его работы заключается в вопросах, которые он поставил о связи между социально-экономическими и тендерными отношениями (см. Сайерс и др. (Ред.), 1987).

Источник: Большой толковый социологический словарь

ЭНГЕЛЬС Фридрих
ENGELS, Friedrich) (1820-1895) Промышленник; родился в Германии. Семья Фридриха владела текстильным предприятием в Манчестере, и большую часть своей взрослой жизни он провел, работая в Англии. Энгельс был близким другом и соратником К. Маркса, познакомил его в 1840-е гг. с экономической наукой, позднее оказывал ему финансовую поддержку, а после смерти Маркса в течение целого ряда лет занимался подготовкой к изданию второго и третьего томов «Капитала». В 1844 г. Энгельс опубликовал в газете статью «Наброски к критике политической экономии», в которой он анализировал капитализм как экономическую систему, основанную на частной собственности и классовом конфликте, и критиковал противоречия либеральной экономической науки. Такая точка зрения привела Энгельса к творческому союзу с Марксом, в результате которого появились такие совместные работы, как «Святое семейство» (Marx and Engels, 1845а), «Немецкая идеология» (1845b) и «Манифест Коммунистической партии» (1848). Собственный вклад Энгельса в развитие марксизма разнообразен. (1) После смерти Маркса Энгельс утверждал, что надстроечные элементы, такие, как право и идеология, обладают некоторой независимостью от экономического базиса и иногда могут оказывать на него детерминирующее влияние, при этом он проводил такое различие между экономикой и другими факторами, которое редко встречалось у Маркса. (2) В «Анти-Дюринге» (Engels, 1877-1878) и опубликованной после его смерти «Диалектике природы» (1952) Энгельс заложил основы того, что стало называться диалектическим материализмом. (3) Под влиянием Ч. Дарвина Энгельс полагал, что социальное развитие следует принципам эволюции, и придавал большее, по сравнению с Марксом, значение идее однолинейного развития. (4) Энгельс пытался развивать марксизм на естественнонаучной основе, при этом естественная наука представлялась ему материалистической и следующей законам диалектики. Работы Энгельса охватывали также вопросы истории, антропологии и военного обозрения. Его работа «Положение рабочего класса в Англии» (1845), основанная, главным образом, на данных непосредственного наблюдения в Манчестере и Солфорде, остается классическим описанием жизни рабочего класса в Англии в период индустриализации. Современные историки, впрочем, спорят о том, представляли ли описанные Энгельсом жалкие жизненные условия рабочих улучшение по сравнению с тем, как они жили раньше, или это было, как утверждал Энгельс, ухудшение. Работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) примечательна осуждением подчиненного положения женщин и соотнесением патриархата с частной собственностью, хотя антропологическое основание этого исследования не вызывает доверия. См. также: Базис и надстройка; Идеология; Матриархат. Лит.: McLellan (1977)

Источник: Социологический словарь

Энгельс, Фридрих

ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. l7. 1820 -5.8.1895), один из основоположников марксизма, вождь и учитель междунар. пролетариата, соратник и друг К. Маркса.


Опираясь на материалистич. понимание истории, Э. совместно с Марксом заложил подлинно науч. основу изучения народонас. Э. последовательно доказывал, что в конечном счете закономерности развития народонас. определяются социально экон. законами. В работе ´Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам´ Э. дал широкую картину условии труда и жизни рабочего класса (условия труда в разл. отраслях пром-сти, уровень доходов, жилища рабочих, обеспеченность одеждой, продуктами питания), рассмотрел проблемы безработицы, иммиграции, роста крупных городов; проанализировал осн. качеств. характеристики рабочего нас. (здоровье, смертность, особенно детскую, уровень образования, интеллектуальное и моральное состояние, изменение возрастно половой структуры занятых за счет роста занятости женщин и детей в произ-ве, взаимоотношения в рабочих семьях) в зависимости от движения капиталистич. произ-ва. Э. показал, что капиталистич. производств. отношения, с одной стороны, способствуют, а с другой - тормозят развитие рабочего нас., важным фактором того развития является классовая борьба пролетариата. Э. подверг резкой критике внеисторич., абстрактную концепцию Т. Мальтуса.

В своем произведении ´Происхождение семьи, частной собственности и госyдарства´ Э., наряду с др. вопросами, исследовал смену форм брака и семьи. Обобщив данные книги Л. Г. Моргана ´Древнее общество´ (1877), замечания Маркса в конспекте этой книги, работы др. ученых, Э. с материалистич. позиций раскрыл эволюцию семьи в зависимости от изменения социально-экон. отношений, в т. ч. разделения труда и роста прибавочного продукта. Нек-рые детали нарисованной Э. картины устарели в свете последующих открытий. Однако осн. его положения о социальной структуре и эволюции первобытного строя - о дородовой и родовой стадии его развития, о первобытно-коммунистич. домашнем х-ве как его экон. основе, о развитии семьи от группового брака к парной семье и моногамии, о переходе от матриархата к патриархату и др. - подтверждены развитием науки. Э. доказал, что способ произ-ва в конечном счете обусловливает изменения всех отношении воспроиз-ва нас.

Углубляя диалектико материалистич. обоснование выдвинутой еще в ´Немецкой идеологии´ концепции двух видов произ-ва, Э. пишет ´Сотласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудии; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей´ (Маркс К. и Энгельс Ф, Соч., 2 изд., т. 21, с. 25- 26).

В ´Диалектике природы´, содержащей наиболее развернутое изложение диалектико-материалистич. понимания природы и важнейших вопросов теоретич. естествознания, даны основы подлинно науч. разрешения проблемы соотношения социального и биологического в развитии народонас. оба момента неразрывно связаны между собой, в то же время социальное включает в себя биологическое в ´снятом´, преобразованном виде. Э. показал принципиальное отличие т. н. естеств. воспроиз-ва нас. от размножения в животном и растительном мире. Отмечая, что животные в лучшем случае собирают, а люди в отличие от них производят, Э. подчеркивал, что ´это делает невозможным всякое перенесение, без соответствующих оговорок, законов жизни животных обществ на человеческое общество´ (там же, т. 20, с. 622). В 1876 в статье ´Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека´ (часть ´Диалектики природы´) Э. изложил трудовую теорию антропогенна.

В отличие от бурж. ученых, сводивших происхождение человека к биологич. процессам (Г. Спенсер, К. Фохт) или к влиянию географич. среды (Г. Бокль, Э. Реклю), Э. вскрыл решающую роль возникновения и совершенствования целесообразной трудовой деятельности. Опираясь на достижения антропологов, биологов, историков, этнографов, Э. впервые разработал науч. теорию происхождения человека.

Обращая внимание на определяющее значение экон. факторов в воспроиз-ве нас, Э. в то же время предостерегал от недооценки роли др. факторов. В каждом отд. случае Э. всесторонне рассматривал взаимосвязь биологич., надстроечных, культурно-бытовых и др. факторов, определяющих изменения в воспроиз-ве нас. Э. указывал, что ´...согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу´ (там же, т. 37, с. 394). Подчиняясь развитию экон. отношений, обществ. процессы в то же время имеют относительную самостоятельность, внутреннюю логику развития.

Э. исследовал социальную структуру рабовладельч. и феод. общества, анализировал развитие обществ. разделения труда (ремесло, торговлю, расцвет городов, технич. прогресс), первым дал марксистское освещение процесса складывания наций. Крупная заслуга Э. - в изучении пром. революции 18 - сер. 19 вв. и ее социальных последствий. Э исследовал историч. проблемы нас. отд. стран (Германии, Франции, Англии, особенно Ирландии - в цикле работ, в к-рых Э. рассматривал статистич. данные о динамике нас. Ирландии, здоровье, уровне обеспечения его продовольствием и др )

Идеи Маркса и Э., нашедшие дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, служат методологич. основой науч. не следования и практич. разрешения проблем народонас

Положение рабочего класса в Англии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, Немецкая идеология, там же, т. 3 (совм. с К. Марксом), Франкский период, там же, т. 19, К. истории древних германцев, там же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, Диалектика природы, там же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 1 О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же.

Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Полн. собр. соч, 5 изд, т. 2 Воспоминания о Марксе и Энгельсе, М. 1956 Фридрих Энгельс, Биография, 2 изд., М., 1977, Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с франц, 2 изд., М. 1976, Малый И. Г., Вопросы статистики в трудах Фридриха Энгельса, М. 1473, Система знаний о народонаселении, М. 1976, разд 1, Основы теории народонаселения, 2 изд, М. 1977, гл. 1

Н. В. Зверева

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.11 мб

Антрополого-правовой обзор работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и го

Эрдынеев Алдар Эдуардович
В статье проводится реферативный обзор основных положений работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в связи с современными научными взглядами на универсальные нормативные регуляторы повед

Похожие термины:

  • ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ (1820–1895)

    Социальный мыслитель и общественный деятель, сподвижник К. Маркса, один из создателей марксизма как интеллектуального течения и как массового организованного движения на базе идеологии научного