ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
EPISTEMOLOGY) В философии это понятие используется достаточно определенным образом для обозначения теории познания, то есть теории о том, каким образом люди приобретают знание о внешнем мире. В социологии этот термин используется в менее строгом смысле и обозначает методы научной процедуры, ведущие к получению социологического знания: например, эпистемология социологов, основывающихся на реализме, отлична от эпистемологии тех, кто основывается на позитивизме. Лит.: Keat and Urry (1975)
Источник: Социологический словарь
Эпистемология
обозначение границ теории познания. В эпистемологическом анализе проводится деление между эмпиризмоми рационализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, то рационалисты утверждают, что наше знание мира управляется фиксированными и априорными понятиями-категориями. В методологии структурализма, деконструктивизма, введении в анализ децентрированного субъекта формирование знания объясняется из социальных структур, форм жизни. Прежде принадлежащие философии сферы методологии переходят в разряд проблем социологии: социологию познания, социологию науки. Из социологии знания следует, что социальный мир как реальность конструируется людьми.
Эпистемология
epistemology), филос. теория познания. Общепризнано, что различие между мнением или убеждением, претендующим на подлинное знание, и простым выражением мнения состоит в том, что первое можно так или иначе подтвердить. Э. иногда связывают с изучением способов такого подтверждения. Скептики (скептицизм) считают, что оно, а след., и знание, невозможно. Традиционно противоборствующими теориями познания являются рационализм, согласно к-рому конечное обоснование нашей уверенности следует искать в разуме (априори), и эмпиризм, полагающийся на чувственный опыт. Т.о., традиц. предмет споров — природа обоснования знания. В последнее время, однако, акценты сместились с проблемы обоснования знания на проблему его структуры, т.е. характер соотношения наших истинных убеждений. Положение, согласно к-рому всякое знание должно иметь свое основание, было подвергнуто сомнению т.н. когерентной теорией познания, с т.зр. к-рой убеждение может быть обосновано в той мере, в какой оно согласуется с др. нашими убеждениями, т.е. когерентно им.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
epistemology) (от греческого «эпистема», знание) — раздел философии, связанный с теорией (или теориями) познания, который пытается информировать нас о том, каким образом мы можем познавать мир. Эпистемологию разделяет с онтологией — дисциплиной, занимающейся установлением видов существующих вещей, — претензия быть основным принципом всей философской мысли и познания. Важное деление в эпистемологии проводится между эмпиризмом и рационализмом или идеализмом. Если эмпирики делают наш непосредственный опыт основой всего познания, рационалисты и идеалисты доказывают, что наше знание относительно мира управляется фиксированными и априорными понятиями или категориями (например, концепциями "субстанции", "причинности"), которые структурируют каждую мысль и аргумент и, следовательно, наш опыт и восприятие действительности (см. также Кант). В большинстве форм эпистемологии чистое мышление индивидуально мыслящего "эго" — философа - считается обеспечением пути к окончательному пониманию познания и основного принципа, на котором покоится развитая эпистемологическая теория (см. Декарт). Недавно, однако, появились более социологические формы эпистемологии, пытающиеся "децентрировать" роль, выполняемую традиционным индивидуальным "субъектом" в философии (см. Субъект и объект; Децентрированный субъект; Структурализм; Деконструкция), подчеркивая формирование знания за счет социальных структур, форм жизни и т.д. Таким образом теперь открыт путь к тому, чтобы многие из сфер, прежде принадлежащих философии, были заняты социологическими оценками познания и наук (см. Социология познания; Социология науки; Кун; Фейерабенд). Так как любая теория познания должна по необходимости обращаться также к самой себе, было бы ошибочно полагать, будто в социологии они способны в большей мере избегать элемента кругообразности, чем в традиционной философии. Но такая социологическая теория может достигать того, чтобы обходиться без тенденции к догматическому заключению в эпистемологическом мышлении — так часто очевидному в более традиционных теориях с их претензиями на достижение основного принципа. Как только знание, включая и научное, станет однозначно рассматриваться с точки зрения социально созданного явления, ожидание каких-либо окончательных доктрин о его характере превратится в неуместное. См. также Наука.
Источник: Большой толковый социологический словарь