ЭРИКСОН ГОМБУРГЕР

Найдено 1 определение
ЭРИКСОН ГОМБУРГЕР
(Erikson Homburger) Эрик (15.06.1902, Франк- фурт-на-Майне) — влиятельный амер. теоретик неофрейдизма, создатель психоисторической методологии социального познания. В 1933 г. получил диплом Венского психоаналитического об- ва, специализировался по проблемам детского психоанализа под руководством А. Фрейда. В годы нацизма эмигрировал в США, был практикующим психоаналитиком, консультантом ряда психиатрических клиник, разработал теорию жизненного цикла личности, мн. годы был почетным проф. психиатрии Гарвардского ун-та. Под влиянием идей эгопсихологии (Г. Гартман) и «культурантропологии» (М. Мид) Э. пришел к выводу о необходимости включения в теорию Фрейда понятия «исторический момент». Такая коррекция психоанализа, по мн. Э., делает возможным его использование в кач-ве междисциплинарного (психоисторического) средства социального познания. Отвергая психологический редукционизм фрейдистской социологии, Э. подчеркивает служебно-вспомогательную роль новой дисциплины, к-рая не может заменить историко-социол. анализа. Э. отказался от однозначной редукции причин и содержания исторических событий к иррациональным импульсам психики выдающихся личностей. Внутриличностные конфликты он рассматривает как субъективное выражение социально-психологических проблем «исторического момента», а мировоззренческие поиски творческой личности — как наиболее адекватную интериоризацию культурно-исторических коллизий эпохи. Сферой взаимопроникновения социальных и личностных конфликтов Э. считает обществ.-психологический климат «исторического момента», к-рый наряду с исторической биографией составляет осн. предмет психоистории. Сущность исторического величия личности, по мн. Э., состоит в созвучии выдвинутых ею идей умонастроению эпохи, компоненты к-рого включаются в новую мировоззренческую парадигму. Т. обр., творческая личность связана со своей эпохой не только на уровне сознания, но и через неосознаваемые структуры духовной жизни об-ва, а ее социальное новаторство, питаясь интеллектуальной традицией, явл. в то же время оформлением смутных настроений «исторического момента».
Вместе с тем Э. преувеличивает относительную самостоятельность обществ, психологии как фактора исторического развития, что в тенденции превращает психоисторию из методологической установки в разновидность идеалистической философии истории. Принципы психоистории, реализованные Э. в ряде работ историко-биографического характера, получили широкое применение в зап. обществоведении 70—80-х гг. В США издается несколько специализированных журналов по проблемам междисциплинарных историко-психологических исследований, во многих учебных заведениях страны введены курсы лекций по психоистории.

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.