Эрнест Андре Геллнер
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Gellner, Ernest) (1925— ) - английский социальный теоретик, философ и антрополог чешского происхождения, чьи широко известные, часто иконоборческие, работы содержат критический обзор аналитической философии ("Слова и дела", 1959); этнографические исследования ("Святые в атласе", 1969); изучение в области психоанализа ("Психоаналитическое движение", 1985), национализма ("Нации и национализм", 1983), советского мышления ("Государство и общество в советском мышлении", 1988), социального изменения и исторического развития ("Плуг, меч и книга", 1988) и, кроме того, многочисленные статьи и книги на методологические темы (например, "Релятивизм в социальных науках", 1985). Через все эти работы красной нитью проходит защита рационализма, в котором знания рассматриваются как решающие в социальном изменении. Гелнер был особенно нетерпим к подходам в социальных науках, идущим от вторичной философии Витгенштейна, которую он представляет как "новый идеализм" (Гелнер, 1974). См. также Уинч; Эпизодическая характеристика; История всемирного роста.
Источник: Большой толковый социологический словарь
GELLNER, Ernest) (1925-1995) Геллнер родился в Париже, последние годы своей жизни был профессором социальной антропологии Кембриджского университета. Относился весьма критично к лингвистической философии («Слова и вещи» — Gellner, 1959), а также к нежеланию современной антропологии заниматься рациональной критикой других обществ («Святые Атласа» — 1969). В работе «Мысль и изменение» (1964) он утверждал, что основанием легитимности современных обществ являются поощрение накопления богатства в процессе индустриализации и национальное правительство. Геллнер критиковал современные плюрализм и релятивизм в работе «Легитимация идей» (1974); в «Исламском обществе» (1982) рассматривал влияние социального изменения на исламские культуры. Для его научной работы характерно обращение к социальной антропологии при исследовании традиционных философских вопросов и наоборот. Его объяснение социального успеха терапии Фрейда в «Движении психоанализа» (1985) ставит под сомнение основные положения психоанализа как последовательной теории и эффективной практики. Другие работы Геллнера — «Постмодернизм, разум и религия» (1992) и «Революции в священной куще» (1995).
Источник: Социологический словарь