ЭРВЬЕ-ЛЕЖЕ Даниэла

Найдено 1 определение
ЭРВЬЕ-ЛЕЖЕ Даниэла
(р. 1947) - французская исследовательница религии, была руководителем Центра междисциплинарного изучения религиозных фактов при Высшей Школе социальных наук (Париж) и главным редактором французского журнала «Архивы социальных наук о религии». Основной проблематикой исследований Э.-Л. по социологии религии является современная религиозность, ее отношение к процессу секуляризации, новые формы индивидуальной и коллективной идентичности религиозной. Ей принадлежат работы о состоянии студенческой католической молодежи во Франции («Миссия протеста», 1973), о конфликте традиций и новаций в западном христианстве («Общины в трудные времена », 1983, в соавт.; «По направлению к новому христианству? Введение в социологию западного христианства», 1986), о смысле секуляризации (статья «Религия и современность во французском контексте: о новом подходе к секуляризации», 1990), о новых видах религиозных исканий («Паломник и новообращенный: религия в движении», 1999). В 1990-2000-е годы Э.-Л. разрабатывает вопросы теоретической социологии религии. Она выдвигает концепцию религии как особого вида социальной памяти, удерживающей в общественном сознании традиции и способствующей непрерывности верований («Религия как звено памяти», 2000). Особое внимание Э.-Л. уделяет характеристике современного состояния социологии религии, определению направлений развития социологического изучения религиозности («Социология религии: классические подходы», 2001, в соавт.). По мнению Э.-Л., большая часть истории социологии религии, начиная с классических образцов (Дюркгейм и др.), прошла под знаком приоритета исследований функциональной стороны институтов религиозных, их роли в общественных процессах и влияния на социальное поведение верующих. Одним из ведущих выводов из этих исследований стало положение о неуклонной секуляризации как атрибуте социального прогресса. Во французской социологии религии акцент на тему секуляризации усиливался авторитетом дюркгеймовской традиции, а также длительной историей борьбы с католической церковью за светский характер общества. Эмпирические исследования (особенно со времен Лe Бра) подтверждали упадок религиозности в стране. Однако в то же время обнаружилось и повсеместное оживление внедоктринальных религиозных проявлений среди последователей традиционных религий. Наблюдалось усиление мессианских и милленаристских ожиданий (Дерош). Как отмечает Э.-Л., в 1970-е годы социологи фиксируют активизацию религиозного фактора в общественной жизни (рост фундаментализма религиозного, политизация движений религиозных, усиление католического «интегризма»). Первоначально за «возвращением» к священному («реваншем Бога») виделась реакция на политические и социально-экономические кризисы. Этот взгляд не отменял связи секуляризации с прогрессом. «Реанимация » религии объяснялась сбоями в прогрессивном развитии общества. Но довольно скоро исследователи обнаружили возникновение и широкое распространение таких форм религиозности, которые развились именно благодаря воздействию секулярности на традиционные религиозные институты, - ими стали новые религиозные движения, массовая конверсия религиозная, развитие народных религий и пр. Секуляризация оказалась не только «уходом» традиционной религиозности, но и условием возникновения религиозных новаций. Объяснение происходящего в религиозной сфере современного общества вызвало к жизни концепции «невидимой религии», «диффузной религии», «светской религии» и т. п. Множественность подходов, как и множественность исследуемых явлений, вновь поставила перед учеными проблему определения религии. Требовалось выяснить, что в наблюдаемых явлениях действительно могло считаться религиозным, а что было далеким от любых представлений о религии. Строгие определения религии (и расширительные, и «суживающие») плохо помогают в решении этой задачи. По представлению Э.-Л., современная социология религиозности пока не должна стремиться к некой генерализирующей модели. Ее нынешняя задача - работать по конкретным направлениям: изучать индивидуализацию веры религиозной, основания и перспективы плюрализма религиозного, формирование индивидуальной и коллективной социо-религиозной идентичности, появление новых типов объединений религиозных (пересмотрев их привычную однозначную привязку к социальным слоям, роду занятий, этносу). В будущем не исключено возникновение таких направлений, как социология экуменизма, социология межрелигиозного сотрудничества и др. В своих исследованиях Э.-Л. обратилась к проблеме индивидуальной мотивации и оправдания религиозного выбора. По ее наблюдениям, при выборе религиозной принадлежности люди руководствуются некими образцами, которые считают для себя наиболее авторитетными. Это могут быть официальные религиозные институты (доверие к которым сохраняется в силу традиции), привлекательный образ какой-либо группы религиозной, пример близких людей, обаяние религиозного харизматика (см. Харизма). В этом спектре все больший вес приобретают те мотивы и образцы, которые приближены к персональным духовным запросам индивида, стремящегося уйти от автоматического сопричисления к «само собой разумеющемуся» вероисповеданию и найти свой собственный путь религиозной веры. То есть приоритеты в достижении религиозной идентичности определяются индивидуальным духовным опытом верующих. В то же время на этот процесс влияют и внешние факторы - политические, экономические, культурные. Выяснив критерии религиозного выбора, социология религии может описать соответствующие им формы религиозности и построить на этой основе новую типологию религиозных объединений.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Опыт определения современных религиозных представлений и практик: Даниэль Эрвье-Леже

Яцуценко Юлия Викторовна
В условиях современной социальной реальности изменяются принципы формирования религиозных представлений и практик: религиозность становится мировоззренческой опцией; религиозные субъекты пользуются большей автономией относительно