ЭССЕНЦИАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
ЭССЕНЦИАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
от лат. essentia - сущность) - англ. essencialism, methodological; нем. Essentialismus, methodologischer. По К. Попперу - способ научного познания, объявляющий целью науки открытие и описание истинной "природы вещей" (сущности); основан на 2 мировоззренческих принципах: а) убеждении, что истинные научные теории описывают "сущность", т. е. те реальности, к-рые лежат за явлениями и не нуждаются в дальнейшем объяснении, являясь сами окончательными объяснениями; б) вере, что ученый может добиться окончательного и не допускающего сомнений обоснования истинности научных теорий.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭССЕНЦИАЛИЗМ методологический
(от лат. essentia — сущность) — способ научного познания, объявляющий целью науки открытие и описание истинной «природы вещей» (сущности). Термин введен в научный оборот Поппером для характеристики способа миропонимания и научного познания, восходящего к Платону и Галилею, и противопоставляемого им инструментализму или методологическому номинализму (последний представляют, напр., Беркли, Мах, Дюгем, Пуанкаре). Содержание Э. м. составляют, по мн. Поппера, два мировоззренческих принципа: (1) убеждение в том, что лучшие и истинные научные теории описывают «сущность», или «природу вещей»,— те реальности, к-рые лежат за явлениями. Такие теории не нуждаются в дальнейшем объяснении и не допускают его: они явл. окончательными объяснениями, и нахождение их есть конечная цель ученого; (2) вера в то, что ученый может достичь успеха в окончательном обосновании истинности научных теорий — обосновании, не допускающем никакого разумного сомнения.
Считая указанные принципы ошибочными, Поппер критикует не только Э. м., но и инструментализм, предлагая «третью» т. зр., к-рая вбирает в себя позитивное содержание обоих принципов. Она сохраняет галилеевское убеждение в том, что ученый стремится к истинному описанию и объяснению наблюдаемых фактов, но соединяет его с «негалилеевским пониманием того, что, хотя истина и является целью ученого, он никогда с уверенностью не может знать, истинны ли его достижения, и он способен с достаточной определенностью обосновать иногда лишь ложность своих теорий» [2, 317].
Считая указанные принципы ошибочными, Поппер критикует не только Э. м., но и инструментализм, предлагая «третью» т. зр., к-рая вбирает в себя позитивное содержание обоих принципов. Она сохраняет галилеевское убеждение в том, что ученый стремится к истинному описанию и объяснению наблюдаемых фактов, но соединяет его с «негалилеевским пониманием того, что, хотя истина и является целью ученого, он никогда с уверенностью не может знать, истинны ли его достижения, и он способен с достаточной определенностью обосновать иногда лишь ложность своих теорий» [2, 317].