направление внутри неопозитивистской социологии (см. Неопозитивизм в социологии), получившее распространение в США в 30-40 гг. XX в. Ее филос. основой послужили прагматизм и инструментализм амер. философа Дж. Дьюи (1859-1952). Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выступили с программой создания "научн. социологии" по образцу развитых физич. наук. Отсюда ряд специфич. нормативных требований к соц. исследованию: этич. нейтральность, натурализм в рассмотрении соц. явлений, к-рые уподоблялись объектам физич. наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математич. языка. Представители Ш. в се. вели острую борьбу со сторонниками интерпретативной социологии (Ф. Знанецкий, Р. Макайвер и др.), к-рые отстаивали уникальность предмета и метода соц. наук. Ш. в се. оказала противоречивое воздействие на развитие зап. социологии. С одной стороны, пропаганда естественнонаучн. методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных рез-тов, а с др. - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к засилью узкого эмпиризма; требование "этич. нейтральности" содействовало распространению аполитичности. М.С. Комаров.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии
ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
Источник: Российская социологическая энциклопедия
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ШКОЛА в социологии
направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930-1940-х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи. Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выдвинули идею создания "научной социологии" по примеру развитых физических наук, предусматривающую применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим и для природы, и для социума. Отсюда ряд специфических нормативных требований к социальному исследованию: этическая нейтральность, натурализм в рассмотрении социальных явлений, которые сравнивались с объектами физических наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математического языка. Представители Е.Ш. резко выступали против сторонников интерпретативной социологии - Ф. Знанецкий , Р. Макайвер и др. - которые отстаивали уникальность предмета и метода социальных наук.
Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественно-научной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.
В.А. Балцевич
Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественно-научной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.
В.А. Балцевич
Источник: Социология: энциклопедия