ЭСТЕТИКА
ЭСТЕТИКА
от греч. aisthetikos - чувствующий, чувствительный) - англ. aesthetics; esthetics; нем. Asthetik. 1. Наука, изучающая сферу специфических проявлений ценностного отношения между индивидом и миром искусства. 2. Область художественной деятельности индивидов.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ЭСТЕТИКА
aesthetics) (философия) — изучение художественных оценок. Одна из тем — степень, в какой наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы либо подобны им. Другой аспект — являются ли решающими для опыта свойственные воспринимаемым вещам качества или же созерцательный опыт сам по себе. В деятельности Франкфуртской школы критической теории (например, Адорно, Беньямин) или постмодернистов (см. Постмодерн и постмодернизм) эстетический взгляд был смещен и радикально расширен, чтобы включить, по выражению Лаша (1990), "эстетические значения обломков кораблекрушения повседневной жизни". Тем самым выражается все более "политический характер эстетики" и отказ воспринимать искусство как отдельную сферу жизни. Это приводит к помещению эстетики в центр социологии массовой культуры. См. также Социология искусства.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Эстетика
aesthetics), филос. наука, изучающая художеств, оценки, соответствующие представлениям о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном и т.д.; обращаясь к художеств, творчеству, Э. изучает иск-во, законы его развития, художеств, формы и роль в об-ве. К сфере Э. относится также изучение отношения человека к природе, в той мере, в какой этим занимается теория лит-ры и пр. особые виды иск-ва. В концептуальном плане Э. следует отличать от психологии, а поскольку ее предметом является эстетический опыт (а не анализ смысла отд. произв. иск-ва), ее следует также отличать от художеств, критики и интерпретации. В классич. философии для Э. принципиальное значение имеют платоновская критика иск-ва как деят-ти, порождающей иллюзии (Государство, ок. 350 г. до н.э.) и аристотелевский анализ трагедии и вызываемых ею аффектов (страха и сострадания) как важнейшего ср-ва очищения (катарсиса) души (Поэтика, ок. 340 г. до н.э.). Выдающимся памятником эстетической мысли является соч. Канта Критика способности суждения (1790), где автор показал, каким образом субъективные эстетические суждения могут иметь общее для всех значение, а также провозгласил существование особого эстетического отношения, свободного от практич. интереса.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия