Социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими дилеммами вследствие обязательств по отношению к получателям социальных услуг, коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Дилемма — это положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен.
Нередко социальному работнику приходится искать баланс между поощрением получателя социальных услуг и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью человека в той или иной помощи; между неэтичным поведением получателя социальных услуг (его родственников и др.) и профессиональным долгом и т.д.
Можно выделить группу этических дилемм, которые могут возникнуть в практической социальной работе: независимость и манипулирование; патернализм и самоопределение; необходимость говорить правду и интересы получателя социальных услуг; коллегиальность и доносительство; законы и благополучие гражданина; личные и профессиональные ценности и т.д.
Сложность решения этических дилемм состоит, в частности, в том, что нет и не может быть универсальных решений. Один и тот же человек может по-разному вести себя в различных ситуациях — наедине с социальным работником и в присутствии третьих лиц и т.д. Одинаковые, казалось бы, ситуации по-разному воспринимаются и оцениваются разными людьми. Повлиять на это могут такие факторы, как пол, возраст, образование, национальность, состояние здоровья, жизненный опыт, мнение родственников и знакомых и проч.
Этический выбор социального работника зависит от личности получателя социальных услуг, его ценностей и норм, потребностей и возможностей и т.п.; от личности социального работника, его профессионализма, жизненного опыта, морально-нравственных норм и ценностей и т.п.; от специфики сложившейся ситуации; от нормативно-правовой, материально-технической, информационной и иной базы социального обслуживания и т.д. Однако, делая свой выбор, социальный работник не должен нарушать закон и пренебрегать общечеловеческими ценностями. Социальному работнику необходимо применять положения Кодекса этики не механически, а гибко, творчески, учитывая специфику нуждающегося человека и его ситуации, традиции организации, местности, в которой он работает, и т.п. Творческое применение этического кодекса во многом зависит от профессионализма социального работника, его желания постоянно самосовершенствоваться и поддерживать высокое качество социального обслуживания.
М.В. Вдовина
Лит.: Вдовина М.В. Этика социального обслуживания пожилых людей: Методические рекомендации для социальных работников. М., 2014; Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Academia, 2013; Наместникова И.В. Этические основы социальной работы: Учебник. М.: Юрайт, 2012; Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2013.