набор руководящих принципов для выработки профессиональными организациями стандартов работы при оказании услуг, взаимоотношениях с клиентами и специалистами, а также взаимоотношениях между специалистами.
Руководящие принципы кодекса подчеркивают «ценность и достоинство каждого человека» и необходимость «способствовать самореализации каждого человека в отдельности, с учетом интересов других людей». Следующий принцип требует от социальных работников «облегчать и предотвращать страдания». Каждый специалист обязан совершенствовать свои навыки, для чего необходимо «постоянно пересматривать методы и подходы с учетом меняющихся обстоятельств». Кроме того, «работник вправе и обязан привлекать внимание власть имущих и широкой общественности к действиям правительства и различных организаций, которые порождают и усугубляют людские страдания и невзгоды». Наконец, «профессиональная деятельность должна сочетаться с ответственностью перед клиентом».
Эти руководящие принципы лежат в основе практической деятельности и побуждают социальных работников «участвовать в выработке и реализации политических решений... на благо всего сообщества; уважать человеческое достоинство своих клиентов... обеспечивать соблюдение их прав; избегать предвзятого к ним отношения, исходя из физических недостатков, убеждений или полезности для общества... не следует пренебрегать особенностями клиентов, формирующими их специфические потребности, помощь по возможности должна быть индивидуализирована; следует расширять выбор и расширять возможности самостоятельного принятия решений; нельзя отвергать клиентов... даже при необходимости самозащиты или невозможности им помочь; профессиональные интересы должны превалировать над личными; надо нести ответственность за постоянное совершенствование своих навыков; сознавать необходимость сотрудничества с другими людьми в интересах клиента; впубличных заявлениях и общественной деятельности работник должен четко указывать, от своего имени он выступает или от имени организации; необходимо помочь клиентам получить все положенные услуги... обеспечить этническую и культурную адекватность этих услуг... атакже должное их разнообразие; следует сознавать, что сведения, предоставленные с конкретной целью, нельзя без разрешения использовать по другому назначению... разглашать конфиденциальную информацию можно только с согласия клиента (или источника информации), за исключением случаев явной опасности для клиента, работника, других людей или наличия чрезвычайных обстоятельств; следует способствовать созданию на рабочем месте условий для реализации этических принципов».
Этический кодекс социального работника
Этический кодекс социального работника
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Этический кодекс социального работника
Система принципов, правил поведения, с которыми представители профессии обязаны соотносить свои действия, определяя требования к работе в интересах защиты клиента. В предмет этики социальной работы входят не только нравственные нормы служебной деятельности, но и нормы внеслужебного поведения работников социальных служб. Специалист по социальной работе призван знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их в своей деятельности. Профессиональную этику не следует сводить лишь к распространению общих закономерностей общечеловеческой морали на этику специалистов. Для нее характерны и свои, свойственные лишь ей нравственные нормы, которые могут даже ограничивать действия общих моральных принципов. В России Этический кодекс социального работника был принят 22.05.1994 г. на конференции Межрегиональной ассоциации работников социальных служб. Отечественный кодекс разработан в соответствии с Этическим кодексом Международной федерации социальных работников. В нем сформулированы принципы моральной ответственности перед клиентом, обществом, профессией и коллегами. Принципы моральной ответственности перед клиентом: - работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью; - интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы; - работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации; - работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем. Принципы моральной ответственности перед обществом: - деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества; - работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальных ориентаций, возраста и состояния здоровья. Принципы моральной ответственности перед профессией и коллегами: - работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности; - работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения; - работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.