Этика менеджмента
Этика менеджмента
система специфических нравственных требований и моральных норм, реализуемых в процессе управленческой деятельности. Интерес к этой категории имеет длительную историю. Так, Протагор исследовал проблему сочетания личных интересов руководителя с интересами подчиненных и различия кратко- и долгосрочных интересов. Аристотель и Платон выявляли роль личных добродетелей - честности, открытости, умеренности. Св. Августин призывал властителей к добру, состраданию и сотрудничеству. Т. Гоббс и Дж. Локк обращали внимание на соотношение моральных норм общества и законов государства. И. Бентам и Дж. Милль в своей этике утилитаризма выдвинули и обосновали тезис о практической пользе нравственного поведения. И. Кант предложил категорический императив, а Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсон - понятие о правах личности, которые были положены в основу современной этики менеджмента. Этические аспекты экономического поведения изучались А. Смитом, В. Па- рето и др. Они легли в основу принятой в 1994 г. в Швейцарском городе Ко декларации «Принципы бизнеса», интегрировавшей современные представления об этике бизнеса и менеджмента, в частности в отношениях организации с персоналом. Сегодня признано, что принятие управленческих решений в организации должно не только основываться на прагматических критериях экономического мышления, но и содержать существенные нравственные детерминанты. Мораль является, с одной стороны, инструментом профессиональной социализации работников в организации, с другой - фактором гуманизации межличностных отношений в трудовом процессе. При этом нравственность играет решающую роль в жизни организации, выступает как механизм закрепления и контроля по отношению к исполнению сотрудниками должностных функций, значимых для достижения целей организации. Этика менеджмента взаимосвязана с корпоративной этикой, которая основывается на признании морального равенства всех сотрудников организации независимо от их социального и корпоративного статуса. В то же время это базовое положение в условиях организационного взаимодействия существует одновременно с общим признанием безоговорочного уважения к иерархическому неравенству, обеспечивающему оптимальную функциональность для существования организации, что означает требование безусловного выполнения распоряжений старших по должности, дисциплину и лояльность. В отношении же профессиональной деятельности менеджмента мораль проявляется особым образом, через феномен этики менеджера, т.е. труд руководителя регулируется особым профессионально-нравственным кодексом. Это связано с тем, что предметом труда менеджера является система человеческих отношений, от его решений во многом зависит благополучие подчиненных, трудовая деятельность его мало поддается стандартизации, и внешний контроль за ней малоэффективен. Поэтому особое значение приобретают внутренние, личностные детерминанты качества труда менеджмента. При этом моральные принципы профессиональной этики менеджмента конкретной организации зависят от культурно-нравственных традиций социума в целом (нравственные принципы менеджмента на Востоке, как известно, значительно отличаются от западных нормативов) и от локальной общности с разделяемыми в ней моральными ценностями. Таким образом, профессиональная этика менеджмента оказывается опе- рационализацией внешне заданных нравственных принципов, своеобразной системой механизмов закрепления и контроля в отношении реализации управленческих функций [20, 50, 69].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие