ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этика социальной работы
представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
раздел этики, изучает использование нравственных норм общества, перенос духовных ценностей в процесс социальной работы; определяет правила общения с объектами работы. Э.С.Р. требует соблюдения ряда правил: «Не навреди» - соблюдение конфиденциальности, минимизация советов и предписаний, выполнение задач совместно с объектом; «Терпение и терпимость» - слова и действия объектов работы должны приниматься терпимо и благожелательно; «Не панибратствуй»-эмпатия по отношению к объекту не должна перерастать в близкие отношения, нельзя сравнивать себя с ним. Нужно также не создавать трудных психических состояний, ситуаций обмана, черствости и невнимания; предупреждать появление чувства недоверия; относиться уважительно к личности клиента, независимо от статуса.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться руководитель при принятии управленческих решений. Слово “этос”, от которого происходит слово “этика”, означало первично место проживания, дом, жилище, гнездо; в последующем стало обозначать обычай, нрав, характер.
Целью Э.с.р. является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности. К задачам Э.с.р. относятся: воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала; содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.
Объектом Э.с.р. является профессиональная мораль специалиста; предметом — этические отношения, этическое сознание, этические действия специалиста.
К основным категориям Э.с.р. относятся профессиональные этические отношения, существующие в организации социального обслуживания, этическое сознание, этические действия, профессиональный долг руководителя организации социального обслуживания и поставщиков социальных услуг.
Э.с.р. выполняет следующие функции: оценочную — дает возможность оценить деятельность поставщика социальных услуг с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведения; регулятивную — регулирует поведение и действия поставщика социальных услуг; организационную — служит развитию организации социального обслуживания, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга; управляющую — является средством социального управления поведением, действием поставщика социальных услуг; мотивационную — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности; координирующую — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи получателю социальных услуг, основанное на доверии и взаимной помощи; воспитательную — служит средством воспитания и совершенствования личности поставщика и получателя социальных услуг, социального окружения; коммуникативную — содействует коммуникации между получателями и поставщиками социальных услуг; стабилизирующую — способствует стабилизации отношений в организации социального обслуживания, общества в целом; прогностическую — позволяет прогнозировать действия, поведение членов коллектива организации социального обслуживания; информационную — приобщает поставщиков социальных услуг к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали; социальную — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе и др.
Э.с.р. опирается на следующие принципы: соблюдение разумных интересов получателей социальных услуг; личная ответственность поставщика социальных услуг за нежелательные для получателя социальных услуг и общества последствий его действий; уважение права поставщика социальных услуг на принятие самостоятельных решений на любом этапе совместных действий; принятие получателя социальных услуг таким, каков он есть; конфиденциальность — при условии, если это не противоречит законодательству РФ; доброжелательность; бескорыстие; честность; открытость; полнота информирования получателя социальных услуг о предпринимаемых действиях; отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении получателя социальных услуг.
Э.с.р. требует от поставщика социальных услуг определенных личностно-нравственных качеств, к которым относятся нравственное сознание и нравственное поведение поставщика социальных услуг.
Нравственное сознание подразумевает: нравственное знание — основы знания об этике, морали, нравственности, которые человек получает в процессе обучения в учебном заведении; нравственные убеждения — уверенность поставщика социальных услуг в справедливости требований профессиональной морали, которые требуют от него умения взглянуть на свой труд с точки зрения интереса дела, определяют его профессионализм, участвуют в формировании волевых качеств личности; нравственная потребность — характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики.
Нравственное поведение поставщика социальных услуг определяется его определенными нравственными и душевными качествами, к которым можно отнести — любовь к людям, доброту, честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, самокритичность, коммуникабельность, оптимизм, силу воли, эмпатию (сопереживание) — проникновение в переживания другого человека, стремление к самосовершенствованию.
Э.с.р. основывается на Кодексе этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания.
С.А. Анисимова
Лит.: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в РФ”; Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31.12.2013 г. № 792 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания”; Анисимова С.А. Этические основы разработки управленческих решений в организации социального обслуживания. Разработка управленческих решений в организации социального обслуживания: Учеб. пособие. М.: АПКиППРО, 2015; Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: Учебник. М.: Academia, 2011; Медведева Г.П. Этические основы социальной работы: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014; Семьеведение. Теория и практика. 2-е изд. / Под. ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой. М.: Юрайт, 2014; Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учеб. пособие. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2006.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
нормы этического поведения специалистов социальной работы, которые являются основой их профессиональной деятельности, осуществляемой с целью развития потенциала и возможностей личности, а также удовлетворения человеческих потребностей. Профессиональная деятельность социального работника базируется на трех фундаментальных положениях: уважение к человеку, признание его безусловной ценности, независимо от реальных достижений и поведения личности; человек – уникальное существо, которое реализует свою уникальность в отношениях с другими людьми и зависит от них в развитии своей уникальности; человеку присуща способность к изменению, улучшению своей жизни, росту, и всегда – стремление к свободе выбора, принятия решений. Принципиальные ориентиры для социальных работников по вопросам профессиональной деятельности, выполнения служебных обязанностей, организации взаимодействия с клиентами; пути разрешения моральных проблем и принятие наиболее адекватного профессионального решения в рамках этических норм закреплены в Этическом кодексе социального работника, принятого на общем собрании Международной Федерации социальных работников (IFSW) в г. Коломбо (Шри-Ланка) 6-8 июля 1994. Этическими принципами деятельности специалистов в сфере социальной работы являются: уважение достоинства каждого человека; приоритетность интересов клиента; толерантность и гуманизм; доверие и взаимодействие в разрешении проблем клиента; доступность услуг; ориентированность на потребность клиента, привлечение его к процессу позитивных изменений; ответственность за соблюдение профессиональной этики. Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическая сознательность, этические действия и профессиональный долг специалиста. Социальная работа относится к таким видам профессиональной деятельности, где не только профессиональные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, личностные качества социального работника в значительной мере определяют эффективность и успешность его работы.
Личностные и моральные качества работника социальной сферы: честность (если социальный работник не уверен в позитивном конечном результате, он должен предупредить про это клиента, чтобы в дальнейшем не вызвать нареканий с его стороны); совесть (как нравственная ответственность за свое поведение, поступки; выполняет функцию регулятора поведения как в профессиональном плане, так и в личностных поступках: своеобразное предостережение от формального подхода в процессе профессиональных действий); объективность социального работника состоит в неэмоциональном отношении клиенту и его индивидуальным качествам; справедливость (оценка деятельности коллег должна учитывать объективные и субъективные факторы и ни в коей мере не преувеличивать или приуменьшать заслуги и недостатки в действиях коллег); внимательность и наблюдательность (эти качества позволяют учитывать изменения в настроении, самочувствии клиента, позволяют скорректировать выбранный план действий); толерантность (принятие клиента таким, каков он есть: с его интересами, наклонностями, сильными и слабыми сторонами, определенным образом жизни); сдержанность (умение регулировать свое поведение, отношение; сдержанно реагировать на эмоциональные проявления клиента с целью оказания эффективной помощи); любовь к людям (социальный работник в общении с клиентом должен видеть в нем позитивные качества, стремиться изменить у клиента мнение о себе и таким образом содействовать позитивной трансформации личности); самокритичность (умения анализировать свои поступки, профессиональную деятельность. Видеть ошибки и пути их преодоления, что способствует самосовершенствованию социального работника в его профессиональной деятельности); терпение (умение регулировать свои негативные эмоции и чувства, направлять их в конструктивное русло с целью позитивной мотивации на дальнейшее сотрудничество с клиентом); коммуникабельность (умение общаться с клиентами, коллегами); оптимизм (источник уверенности в социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию); сила воли (сознательная волевая направленность на выполнение объективно необходимых действий, способность адекватно оценивать трудности, преграды, доводить начатое дело до логического завершения); эмпатия (способность социального работника понимать своего клиента и сочувствовать ему, смотреть на ситуацию его глазами); стремление к самосовершенствованию (постоянное желание расти профессионально, совершенствовать практические умения и навыки, получать новые теоретические знания; стремление к духовному и моральному развитию); творческое мышление (в социальной работе нет одинаковых ситуаций и идентичных случаев, каждое обращение – это уникальный случай).
Нормы этического поведения в отношениях с клиентом: уважать личность клиента и гарантировать защиту его достоинства и прав независимо от происхождения, пола, возраста и вклада в общественное и социальное развитие; стремится понимать каждого клиента, учитывая все факторы возникновения проблемы или ситуации; предлагать оптимальные виды профессиональной деятельности или социальные услуги; безопасность клиентов – первейшее условие осуществления деятельности социальными работниками; помогать всем клиентам одинаково; отвечать за свои слова и действия; поддерживать право клиента на взаимодействие, в основе которого – доверие, сочувствие и сохранение конфиденциальности; клиенты имеют право на изменение собственных убеждений и жизненных взглядов без давления со стороны социальных работников (кроме ситуаций, когда клиенты не осознают опасности для себя и ближайшего социального окружения); признавать и уважать намерения, ответственность клиентов в принятии ими решения; в случае невозможности предоставить соответствующую социальную услугу, социальный работник обязан сообщить об этом клиенту таким образом, чтобы оставить за ним право на свободу действий.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)