сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесение им самого себя к определённой этнической общности. Э.с. представляет собой второй этап осознания личностью своей этнической принадлежности, который осуществляется вслед за установлением различий с другими этносами согласно известной идентификационной формуле «мы – они».
В большинстве случаев, человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Например, если в семье говорят по-польски и ребёнка с самого рождения окружает культурнобытовая обстановка, характерная для польского этноса, то естественно, что ребёнок всегда будет считать себя поляком, даже став взрослым. Очень важно для определения Э.с. и то, в каком этническом окружении живёт семья. Если семья живёт среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение Э.с. детей, выросших в такой семье, как правило, не вызывает никаких затруднений. В подобных случаях Э.с. формируется на протяжении всего периода развития детей вплоть до достижения ими зрелости. Она складывается в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и школе, а затем и на работе и передаётся от поколения к поколению на всём пути исторического существования народа.
Сложнее обстоит дело с Э.с. в тех случаях, когда ребёнок растет в этнически смешанной семье. Вопрос о том, какой этнос выберет ребёнок – материнский или отцовский – решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живёт семья, от языка, преобладающего в её быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, от окружающей этнической среды. Например, если смешанная русско-белорусская семья живет в Смоленске или в Рязани, то дети, скорее всего, будут считать себя русскими; если такая семья живёт в Пинске или Гомеле, то больше шансов, что дети будут считать себя белорусами.
Большую роль в Э.с. играет происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных государствах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и перенимают их культурно-бытовые навыки. Однако, отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своём происхождении и проявляют интерес к своему родному этносу. Например, евреи почти повсюду ассимилируются с другими народами и в разных странах в большинстве случаев, не только говорят, но и думают на языке окружающего населения. Они почти не отличаются от соседних народов по своему быту, культуре и часто не сохраняют даже ритуалы и обычаи иудаизма. Так, Офштейн Григорий Израилевич является известным и популярным русским писателем Григорием Гориным, а Иссур Демски – знаменитым американским киноактёром Кёрком Дугласом. Однако, многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. Тоже происходит с армянами, греками, ирландцами и другими народами, живущими вне своей основной территории этнической.
В нашей стране в настоящее время согласно действующей Конституции (раздел первый, глава 1, статья 26) определение национальной принадлежности осуществляется с учётом субъективного фактора, т.е. на основании Э.с. самого человека при решении этого вопроса.
Этническая самоидентификация
Этническая самоидентификация
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Э. с. представляет собой второй этап осознания личностью идентичности (определение сходства) вслед за выделением различий с другими этносами согласно известной психоидентификационной формуле В процессе Э. с. выделяются две стороны: качественная, т.е. структура элементов, его составляющих, и процессуальная — система факторов, обусловливающих динамику его протекания. Обычно факторы Э. с. сосредоточиваются в основном на трех началах: родители, язык и этническое самосознание. Однако происходит увеличение количества идентификаторов с ростом образования и квалификации человека, переориентация на осознанные, рационалистические признаки самоидентификации.
В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народа, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения Э. с. также то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение Э. с. детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и на работе и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа. Сложнее обстоит дело с Э. с. в тех случаях, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным этносам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский — решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети скорее всего будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что дети при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.
Надо, впрочем, учитывать и численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяйственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно, например, что дети от смешанных браков русских с другими народами России в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в областях и краях Российской Федерации. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в республиках Российской Федерации или в государствах ближнего зарубежья, дети могут самоидентифицировать себя с титульным народом. Большую роль в Э. с. играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Как известно, многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему бывшему этносу. Это, наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. Обычно евреи разных стран в большинстве случаев не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также по своему быту и культуре почти не отличаются от соседних народов и часто не сохраняют даже пережитков древнееврейской религии (иудаизма).
Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и др. народам1/1, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах Очень сложен вопрос об Э. с. различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самый крупный из них, собственно американцы, составляющие основное население США. 6 последнем случае понятие «американец» означает принадлежность не к этносу, а к государству. Наряду с этим существует в США и Э. с.
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в СССР, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в паспортах. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте. В Конституции РФ 1993 г. сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется с учетом субъективного фактора, т.е. на основании самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса.
В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народа, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения Э. с. также то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение Э. с. детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и на работе и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа. Сложнее обстоит дело с Э. с. в тех случаях, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным этносам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский — решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети скорее всего будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что дети при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.
Надо, впрочем, учитывать и численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяйственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно, например, что дети от смешанных браков русских с другими народами России в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в областях и краях Российской Федерации. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в республиках Российской Федерации или в государствах ближнего зарубежья, дети могут самоидентифицировать себя с титульным народом. Большую роль в Э. с. играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Как известно, многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему бывшему этносу. Это, наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. Обычно евреи разных стран в большинстве случаев не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также по своему быту и культуре почти не отличаются от соседних народов и часто не сохраняют даже пережитков древнееврейской религии (иудаизма).
Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и др. народам1/1, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах Очень сложен вопрос об Э. с. различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самый крупный из них, собственно американцы, составляющие основное население США. 6 последнем случае понятие «американец» означает принадлежность не к этносу, а к государству. Наряду с этим существует в США и Э. с.
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в СССР, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в паспортах. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте. В Конституции РФ 1993 г. сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется с учетом субъективного фактора, т.е. на основании самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.