Этническая самоидентификация

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Этническая самоидентификация
сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесение им самого себя к определённой этнической общности. Э.с. представляет собой второй этап осознания личностью своей этнической принадлежности, который осуществляется вслед за установлением различий с другими этносами согласно известной идентификационной формуле «мы – они».
В большинстве случаев, человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Например, если в семье говорят по-польски и ребёнка с самого рождения окружает культурнобытовая обстановка, характерная для польского этноса, то естественно, что ребёнок всегда будет считать себя поляком, даже став взрослым. Очень важно для определения Э.с. и то, в каком этническом окружении живёт семья. Если семья живёт среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение Э.с. детей, выросших в такой семье, как правило, не вызывает никаких затруднений. В подобных случаях Э.с. формируется на протяжении всего периода развития детей вплоть до достижения ими зрелости. Она складывается в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и школе, а затем и на работе и передаётся от поколения к поколению на всём пути исторического существования народа.
Сложнее обстоит дело с Э.с. в тех случаях, когда ребёнок растет в этнически смешанной семье. Вопрос о том, какой этнос выберет ребёнок – материнский или отцовский – решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живёт семья, от языка, преобладающего в её быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, от окружающей этнической среды. Например, если смешанная русско-белорусская семья живет в Смоленске или в Рязани, то дети, скорее всего, будут считать себя русскими; если такая семья живёт в Пинске или Гомеле, то больше шансов, что дети будут считать себя белорусами.
Большую роль в Э.с. играет происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных государствах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и перенимают их культурно-бытовые навыки. Однако, отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своём происхождении и проявляют интерес к своему родному этносу. Например, евреи почти повсюду ассимилируются с другими народами и в разных странах в большинстве случаев, не только говорят, но и думают на языке окружающего населения. Они почти не отличаются от соседних народов по своему быту, культуре и часто не сохраняют даже ритуалы и обычаи иудаизма. Так, Офштейн Григорий Израилевич является известным и популярным русским писателем Григорием Гориным, а Иссур Демски – знаменитым американским киноактёром Кёрком Дугласом. Однако, многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. Тоже происходит с армянами, греками, ирландцами и другими народами, живущими вне своей основной территории этнической.
В нашей стране в настоящее время согласно действующей Конституции (раздел первый, глава 1, статья 26) определение национальной принадлежности осуществляется с учётом субъективного фактора, т.е. на основании Э.с. самого человека при решении этого вопроса.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Э. с. представляет собой второй этап осознания личностью идентичности (определение сходства) вслед за выделением различий с другими этносами согласно известной психоидентификационной формуле В процессе Э. с. выделяются две стороны: качественная, т.е. структура элементов, его составляющих, и процессуальная — система факторов, обусловливающих динамику его протекания. Обычно факторы Э. с. сосредоточиваются в основном на трех началах: родители, язык и этническое самосознание. Однако происходит увеличение количества идентификаторов с ростом образования и квалификации человека, переориентация на осознанные, рационалистические признаки самоидентификации.
В огромном большинстве случаев человек причисляет себя к тому народу, к которому принадлежат его родители. Если, например, в семье говорят по-русски и ребенка с самого начала сознательной жизни окружает культурно-бытовая обстановка, характерная для русского народа, то естественно, что ребенок этот, когда станет взрослым, будет считать себя русским. Очень важно для определения Э. с. также то, в каком этническом окружении живет семья. Если семья живет среди того народа, к которому она сама принадлежит, то определение Э. с. детей, выросших в такой семье, не вызывает, как правило, никаких затруднений. Этническое самосознание в подобных случаях складывается на протяжении всего развития детей до достижения ими зрелости, формируется в тесной связи с воспитанием и образованием в семье и в школе, а затем и на работе и передается от поколения к поколению на всем пути исторического существования народа. Сложнее обстоит дело с Э. с. в тех случаях, когда ребенок растет в семье, где родители принадлежат к разным этносам. Вопрос о том, какой этнос выберет ребенок — материнский или отцовский — решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в ее быту, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Если, например, смешанная русско-украинская семья живет в Москве, то дети скорее всего будут считать себя русскими; если такая семья живет в Киеве, то больше шансов, что дети при получении паспорта назовут себя украинцами. При прочих равных условиях в смешанных семьях чаще всего преобладают язык и культурно-бытовая обстановка народа матери, к которому и причисляют себя дети по достижении совершеннолетия.
Надо, впрочем, учитывать и численность народов, из которых происходят отец и мать, их уровень хозяйственного и культурного развития, роль в общественно-политической жизни страны, где живет семья. Естественно, например, что дети от смешанных браков русских с другими народами России в большинстве случаев будут считать себя русскими, если они живут в областях и краях Российской Федерации. Однако в подобных же смешанных семьях, живущих в республиках Российской Федерации или в государствах ближнего зарубежья, дети могут самоидентифицировать себя с титульным народом. Большую роль в Э. с. играет также происхождение отдельного человека, семьи или целой группы населения. Как известно, многие народы, живущие в настоящее время рассеянно в разных странах и в различном этническом окружении, часто переходят на язык своих соседей и принимают их характерные культурно-бытовые навыки. Тем не менее отдельные люди, семьи или группы, предки которых принадлежали к таким народам, долго помнят о своем происхождении, проявляют интерес к своему бывшему этносу. Это, наблюдается, например, у евреев, которые почти повсюду ассимилируются с другими народами. Обычно евреи разных стран в большинстве случаев не только говорят, но и думают на языке окружающего населения, они также по своему быту и культуре почти не отличаются от соседних народов и часто не сохраняют даже пережитков древнееврейской религии (иудаизма).
Однако многие из них продолжают считать себя евреями и проявляют большой интерес к прошлой и современной жизни евреев. То же происходит и с ирландцами, армянами, татарами, греками и др. народам1/1, живущими вне своей основной этнической территории, особенно в городах Очень сложен вопрос об Э. с. различных групп тех народов, в состав которых сравнительно недавно вошли выходцы из разных стран. К числу таких народов, представляющих собой по происхождению своего рода этнический конгломерат, относится большинство новых этносов Америки, в том числе и самый крупный из них, собственно американцы, составляющие основное население США. 6 последнем случае понятие «американец» означает принадлежность не к этносу, а к государству. Наряду с этим существует в США и Э. с.
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в СССР, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в паспортах. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте. В Конституции РФ 1993 г. сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности — это не обязанность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется с учетом субъективного фактора, т.е. на основании самоидентификации, самоопределения человека в решении этого вопроса.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
109.22 кб

ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ

Иванюшина Валерия Александровна, Александров Даниил Александрович, Казарцева Екатерина Витальевна
Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают в
Читать PDF
222.79 кб

Архетипические основания феномена этнической самоидентификации

Зубачевский М. В.
В статье исследуется вопрос о сущности феномена этнической самоидентификации.
Читать PDF
109.62 кб

Этническая самоидентификация как основа цивилизационной системы

Манапова В.
Кавказ является уникальным регионом, он был и остается перекрестком цивилизаций, границей Востока и Запада.
Читать PDF
204.27 кб

Особенности культурной самоидентификации в этнических казахских семьях

Узакова Салима Андромасовна
В статье обсуждаются особенности и отличия культурной самоидентификации казахов в традиционную эпоху и современность, влияния западной и восточной цивилизации, рыночной экономики, языковой ситуации, что говорит о сложности формиро
Читать PDF
533.53 кб

Аксиологический онтологизм и проблема формирования этнической самоидентификации

Пятков Н. А.
В статье затрагивается проблема поиска онтологически выявляемого основания формирования этнических обществ эпохи первичных цивилизаций городского типа.
Читать PDF
110.96 кб

Когнитивный диссонанс, этническая самоидентификация и самоисключающая самозащита

Налчаджян К. А.
В статье проблема самосознания, в частности этнической Мы-концеп-ции, рассматривается с точки зрения теорий установки и когнитивного диссонанса.
Читать PDF
1.60 мб

Язык и этнос: к проблеме этнической самоидентификации (на примере башкир XX века)

Киньябаева Г. А.
Читать PDF
183.29 кб

Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции.

Каштанюк В. А.
Статья посвящена исследованию основных компонентов этнической самоидентификации. Автор затрагивает проблему трансформации этнической самоидентификации личности как причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в 1990-е гг.
Читать PDF
366.39 кб

Педагогическое условие развития этнической самоидентификации детей дошкольного возраста

Михалева Ольга Иннокентьевна
Феномен формирования этнической самоидентификации имеет прямое отношение к ходу развития деятельности и общения человека, связанное с выбором значимых референтов этнокультурной среды.
Читать PDF
557.08 кб

Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как факторы этнической самоидентификации современно

Нуксунова Айса Михайловна
В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного проблеме самоидентификации калмыков после 1991 г.
Читать PDF
420.54 кб

К вопросу о теоретических основах формирования положительной этнической самоидентификации у школьник

Татуйко Ирина Николаевна
В рамках междисциплинарного анализа предлагается описание зарубежных и отечественных этнологических концепций, которые способствуют более глубокому осмыслению содержания ряда понятий: «этнос», «этническое самосознание», «этническа