Этническая территория

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Территория преимущественного расселения того или иного этноса, включающая ареал его формирования и компактного проживания, а также районы смешения этноса с другими народностями и нациями.

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Этническая территория
Территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями.
См. также: Метрополия, Разделенные народы

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, территория преимуществ. размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также р-ны смешения с др. национальностями. Особенности расположения и природные условия Э. т. оказывают существ. влияние на жизнь этноса, его культуру и быт. В СССР Э. т. явились естеств. основой для установление этно-административных границ в ходе нац.-гос. строительства.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ТЕРРИТОРИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
(англ. - ethnic territory; нем. - ethnisches Territorium) - пространство, в пределах которого живут группы людей, принадлежащих к тому или иному этносу и воспроизводящие в ее пределах свою языково-культурную и другую специфику. При таком понятии Т.Э., обоснованном в советской науке П.И.Кушнером (1951 г.), Т.Э. разных народов могут в той или иной степени перекрывать друг друга, образуя этнически смешанные ареалы. Вместе с тем, существует представление о Т.Э. лишь как об основном ареале происхождения и обитания народа, в пределах которого он расселен компактно. Только компактное расселение создает полную возможность для людей в ходе этногенеза (см.). широко общаться между собой, вырабатывая в ходе этого общения единый язык, совместно осуществляя необходимые для выживания действия экономического и военно-оборонительного характера, входить в родственные и другие социальные отношения между собой, формируя тем самым структуру общества и затем, постепенно усложняя ее, влиять друг на друга в процессе накопления информации, создания культурных ценностей, выработки этнических и мировоззренческих систем (религиозных и иных) и т.д. Территория служит базой для постепенного развития и упрочения языково-культурных, хозяйственных, социально-политических и других связей внутри формирующихся новых этнических общностей, а ее природные условия влияют на направление хозяйственной деятельности, определяет особенности материальной и отчасти духовной культуры, отражаются в представлениях о “родной земле”. При этом компактность расселения этносов, а следовательно, и единство Т.Э. относительны и исторически изменчивы; они зависят от уровня социально-экономического развития общества, прежде всего от уровня и характера развития средств транспорта, напр., морского.Компактность Т.Э. обычно оказывается нарушенной вследствие миграций этнических групп (см.), присутствием на ней наряду с основным народом этнических меньшинств (см. “Меньшинства этнические”); с другой стороны, случается иногда, что часть нации оказывается оторванной от своей основной Т.Э., что может с течением времени привести к сепарации (см.). При сильно смешанном расселении этносов (особенно в многонациональных государствах) размежевание Э.Т. в ходе национально-государственного строительства может вызвать споры и конфликты. Создания для каждого этноса территориальной государственности или автономии (напр., в СССР в 20-х гг.) требует преодоления больших трудностей, связанных с чересполосным расселением
ЛИТ: Кушнер (Кнышев) П.И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951
Козлов В.И. Этнос и территория //Сов.этнография. 1971,N 6.
Проблемы этнической географии и картографии. М., 1978.
С.И.Брук,
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

Территория этническая
географическое пространство основного компактного расселения того или иного этноса, как правило, включающее в себя ареал его формирования (этногенеза), т.е. т.н. первоначальную Т.э. Наличие собственной Т.э. является обязательным условием этногенеза любого этноса и сохраняет своё важное значение для его дальнейшей благополучной жизни. Особенности расположения и природно-климатические условия Т.э. оказывают существенное влияние на формирование традиционного образа жизни, типа культуры, особенностей быта и духовной сферы этноса, включая мировоззрение.
Первоначальная Т.э. в дальнейшем может меняться и терять компактность вследствие миграций. Этнические территории разных народов могут в той или иной степени перекрывать друг друга, образуя этнически смешанные ареалы и анклавы. Кроме того, Т.э. может сокращаться, а нередко и полностью исчезать вследствие ассимиляции, истребления и вымирания народов. Как это произошло в Америке, Африке, Австралии и Океании в период 16-19 вв. в результате европейских колониальных захватов. Например, в последней четверти 19 в. полностью исчезло аборигенное население о. Тасмания – тасманийцы, вместе с ними перестала существовать и их Т.э.
Отрыв части этноса от основной Т.э. может привести с сепарации. Оторвавшаяся от этноса и мигрировавшая со своей основной Т.э. группа составляет по отношению к основной части этноса его диаспору, а по отношению к народу, на Т.э. которого она проживает, – национальное меньшинство или меньшинство этническое. Поэтому при характеристике Т.э. принято выделять основной ареал компактного расселения этноса. Общая Т.э. служит базой для развития контактов этнических и процессов этнического объединения.
Для этносов характерно стремление к созданию на своей Т.э. государства или автономии. Этот процесс особенно характерен для периода образования наций. Создание моноэтнических государств и политическое закрепление Т.э. способствует сохранению её компактности. При смешанном расселении этносов, особенно в полиэтнических государствах, размежевание этнических территорий в ходе национально-государственного строительства часто вызывает споры и конфликты.
В настоящее время понятие Т.э. является крайне условным и может использоваться только для сельских районов с моноэтничным населением, т.к. почти все города имеют сложный состав населения. Принцип Т.э. иногда используется при создании этнотерриториальных автономий, самоуправляющихся общин («резерватов»), а также для политических требований создания «национальных государств». Однако право владения территорией принадлежит государствам, которые по своей сути не могут иметь моноэтнического состава, а включают всех проживающих на ней граждан. В современном мире одним из неотъемлемых прав человека считается право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах государств; в отношении межгосударственных миграций могут существовать особые правила. Это означает, что индийцы на Фиджи, армяне в ЛосАнджелесе, японцы на Гавайских островах, татары в Москве живут на «своих» территориях, если они являются гражданами соответствующих государств. Однако при этом часть территории государства может законодательно резервироваться для преимущественного или исключительного проживания и использования представителями этнических общин, которые ведут традиционный образ жизни и хозяйствования, культура которых нуждается в особых мерах защиты.

Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия

ТЕРРИТОРИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ
ареал, в пределах которого возникает и существует этнос. Особенности расположения и природных условий Т. э. оказывает существенное влияние на жизнь этноса, его культуру и быт. Следует разграничивать территориальную целостность как условие возникновения этноса и фактор его существования. Целостность территории — важнейшее условие формирования этноса, но уже сформировавшийся народ не обязательно сохраняет ее. И носители одного этнонима, проживающие даже на отдаленных друг от друга территориях, нередка из поколения в поколение сохраняют свою этническую принадлежность (например, армяне в России, Ливане, Сирии, США, украинцы в России, США, Канаде и т. д.). Т. э. являются в основном слитными, но иногда они бывают прерывистыми. Таковыми они считаются в том случае, если между двумя или несколькими районами, населенными одним этносом, есть значительные промежутки, затрудняющие или почти исключающие контакты между его разделенными частями. Первичная территория, на которой происходит становление этноса, может затем расширяться в результате расселения этноса или утратить компактность, уменьшиться в своих размерах, расчлениться на части из-за миграций в его пределы иноэтнических групп.
Народ может на протяжении своей истории даже менять территорию, целиком или почти целиком перебираясь на новое место. Калмыки всего лишь четыре века назад жили в Центральной Азии, а теперешняя их родина лежит в Нижнем Поволжье (точнее в западной части Прикаспийской низменности). Венгерский этнос за последние полторы тысячи лет сменил четыре, а возможно, и пять территорий расселения. Таким образом, выступив как условие формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фа1аором последующего воспроизводства этноса. Однако наличие территории представляет собой обязательное условие возникновения любого этноса. Территория служит базой для развития хозяйственных, социально-политических, языково-культурных и других связей внутри формирующихся этносов, а ее природные условия влияют на направление хозяйственной деятельности, определяют особенности материальной и отчасти духовной культуры, быта и ценностно-нормативных систем, отражаются в представлениях о «родном крае». Родине, входящих в этническое самосознание. Однако только компактное расселение обеспечивает связь между частями этноса, широкое общение членов этнической общности и создание этнокультурных ценностей.
Русский народ выделился в 12-13 вв. из более крупного древнерусского этноса, который был расселен в южной и западной частях Восточной Европы. Экономическим, политическим и культурным центром Т. э. русского народа BXIV-XV вв. стала Москва. Непрерывно расширяя эту территорию, русские на севере достигли берегов Белого и Баренцева морей, на западе дошли до Балтики и Западной Двины, на юге вышли к берегу Черного моря и к снежным вершинам Кавказа. Особенно интенсивным было расселение русских на востоке, где они, перевалив через Урал, вышли в XVI в. на бескрайние просторы Сибири и в конце концов добрались до берегов Тихого океана — Приморья, Приамурья, Сахалина, Камчатки, Чукотки и даже Аляски. На протяжении многих столетий все новые и новые земли прочно осваивались русскими людьми, становились для них родными.
На примере истории русских в Европе и Азии можно ясно представить различие между территорией формирования народа и территорией его обитания в настоящее время. Очевидно, что Т. э., т.е. области обитания народов, изменяются исторически. Т. э. русских почти непрерывно расширялась. Примерно тоже можно сказать и о Т. э. многих других крупных народов, как, например арабов, малайцев, китайцев и др. Если при расселении какого-либо народа происходит географический разрыв между отдельными его группами, что особенно часто случается при переселениях морским путем, то от основного «материнского» народа отделяются новые самостоятельные этносы. Именно так произошло с англичанами, французами, испанцами, португальцами, голландцами и некоторыми другими народами Западной Европы при их расселении в колониальный период (XVI-XIX вв.) на захваченных у коренного населения землях Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. К «новым» этносам, образовавшимся таким путем, относятся американцы, англо- и франко-канадцы, почти все крупные народы Латинской Америки, англо-австралийцы, англо-новозеландцы и многие др.
Нередко Т. э. сокращались из-за истребительных войн, эпидемий, тяжелых условий труда и быта, в которых жили многие народы, особенно при колониализме. Однако главную роль в сокращении Т. э. играют процессы ассимиляции, т.е. постепенного поглощения более мелких народов более крупными путем мирного или насильственного усвоения чужого языка и культуры. При расселении русские встречали на своем пути множество различных народов, с которыми вступали в мирное хозяйственное и культурное взаимодействие, часто смешивались с ними, передавали им свой язык и культурные особенности. Многие народы Восточной Европы и Сибири с течением времени полностью или частично слились с русскими, перешли на русский язык, ставший для них родным, и стали считать себя русскими.
Полностью были ассимилированы, например, упоминаемые в русских летописях 11-15 вв. в Волго-Окском междуречье меря, мурома и Мещера. Значительно изменились Т. э. мордвы, черемис (марийцев), перми (коми), веси (предков современных вепсов), карел и некоторых др. народов. Далеко не столь мирным было сокращение Т. э., а нередко и полное их исчезновение вследствие истребления или вымирания целых народов в странах Америки, Африки, Австралии и Океании, захваченных западноевропейскими колониальными державами в XVI-XIX вв. Сокращение или вообще резкое изменение Т. э. происходило не только в колониальных и зависимых странах, но и в Европе. Так, например, при расселении немцев на восток, сопровождавшемся часто жестокими истребительными войнами и порабощением других народов, были сильно урезаны Т. з. чехов, поляков и литовцев.
Бывает и так, что какой-либо народ, сложившись на определенной территории, в дальнейшем частично, а иногда и полностью покидает ее, расселяясь по различным странам. Наиболее ярким примером почти полного отрыва от первоначальной территории своего формирования является история евреев. Не менее ярким примером потери первоначальной территории могут служить цыгане и потомки выходцев из Северной Индии, которые начали выселяться оттуда в западном направлении в конце I тыс. Н. э. В качестве народов, сохранивших основную Т. э., но в то же время живущих очень рассеянно, могут быть указаны армяне и татары. Для этносов характерно стремление к созданию на своей основной Т. э. государства или автономии. Этот процесс особенно характерен для периода образования наций. Создание национальных государств и политическое закрепление Т. э. способствуют сохранению ее компактности. Оторвавшаяся от этноса и мигрировавшая со своей основной Т. э. группа составляет по отношению основной части этноса его диаспору, по отношению к этносу, на Т. э. которого она проживает — меньшинство национальное (этническое). В тех случаях, когда территориальная целостность в силу тех или иных причин расчленена государственными границами, это приводит к разделенным народам.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.