факторы, определяющие политику того или иного государства, связанные с этнической дифференциацией населения планеты в целом и отдельных стран. Направленность, сила и содержание интересов и устремлений государств во многом обусловливаются национальными и этническими интересами. Практически нигде в мире территории расселения этносов и государственные границы не совпадают полностью. Государства с этнически гомогенным населением скорее являются исключением, чем правилом. Достаточно сказать, что в современном мире насчитывается более 5 тыс. этносов, а государств — всего 200. Типичным является государство, которое объединяет титульную нацию, чье имя оно носит, и национальные меньшинства, составляющие малочисленные самостоятельные народы и этнические группы — части народов, основная масса которых входит в состав других государств. У большинства народов есть этнически родственные группы, находящиеся за пределами «национального государства», а многие этнические общности оказываются расчлененными государственными границами.
Несовпадение естественных географических границе политическим делением мира, с пространствами, которые организованы, конституированы в государства, с территориями расселения этнических общностей выводит положение последних, связанные с этим этнические движения и конфликты из разряда сугубо внутренних дел отдельных государств. С давних пор и по настоящее время они представляют собой острую проблему геополитики. Можно сказать, что практически внешняя политика государства не бывает этнически нейтральной. Нередко она прямо вдохновляется этническими соображениями. Существует выражение, что высшие эшелоны власти при планировании государственной политики мыслят «этнически». Наличие этнических сородичей за рубежом побуждает правительства к установлению с ними солидарных связей, которые отнюдь не сводятся только к гуманитарным вопросам. Попытка же властей пренебречь такими связями создает для них серьезные трудности во внутреннем плане. Соответственно этому, положение тех или иных этнических групп становится предметом мировой политики, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
С другой стороны, геополитически соперничающие силы и группы в борьбе за реализацию своих интересов часто ищут себе опору в среде национальных меньшинств другого лагеря, возбуждая и поддерживая в нем автономистские, сепаратистские настроения и движения. Так, провозглашение независимости странами Балтии встретило на Западе понимание и поддержку, в т. ч. и в тех кругах, которые не выступают за независимость басков, северных ирландцев или квебекцев. В то же время различные государства в собственных политических интересах вмешиваются в межэтнические отношения в зарубежных странах (Индия в Шри-Ланке, Пакистан в Афганистане, Россия в Грузии и Молдове, Армения в Нагорном Карабахе и т. д.). В свою очередь, большинство правительств часто пытается объяснить причины своих межэтнических конфликтов иностранным вмешательством во внутренние дела их государств.
Все это означает, что межнациональные и межэтнические споры все очевиднее перерастают в межгосударственную, геополитическую проблему. Ее решение так или иначе затрагивает многие страны и народы, в том числе находящиеся за пределами государств, в которых зародился и развертывается этнический, национальный конфликт. Государственные границы уже не могут никого защитить от последствий возможных этнических конфликтов, связанных с ними насилий. Это значит, что ни одна страна, тем более многонациональная, не может позволить себе игнорировать этнические проблемы и противоречия. Таким образом, этнические факторы оказывают разностороннее и существенное влияние на формирование и развитие государств, на их интересы, мотивы и саму деятельность на международной арене, а следовательно, на геополитическую ситуацию и геополитические процессы в мире.